Среди видов народного искусства Севера значительное место принадлежит художественной обработке металлов. С глубокой древности применялись они в изготовлении самых разнообразных предметов. Природная прочность обеспечивала им долгую жизнь даже в неблагоприятных условиях. Не случайно именно металлические изделия, наряду с керамикой, извлеченные из земли археологами, являются главными свидетелями древнейших эпох в жизни людей. На Вологодской земле самые ранние металлические предметы найдены в районе города Кириллова. Это плосколитые бронзовые подвески, изображающие фигурки уточек и спаренных коньков. Они служили амулетами древним племенам, населявшим эту территорию.

Во многих районах Севера имелись залежи болотных железных и медных руд. Их разработка велась здесь с давних пор. В XVI – XVII веках один из центров обработки железа – город Устюжна – приобрел общегосударственное значение. Кузнечное дело издавна и надолго закрепило за устюженцами прозвище «кузнецов», а город именовался Железным Устюгом или Устюжной Железнопольской.

По всему Северу обработка железа и других металлов велась на уровне народного ремесла, удовлетворявшего главным образом повседневные нужды местного населения. Глубокое проникновение металлических изделий в народный быт повлияло на их широкое распространение и использование для изготовления различных металлов и сплавов. Народные мастера с равным искусством работали как с черными, так и с цветными и драгоценными металлами, делали из них самые разнообразные вещи – от монументальных оград церквей до миниатюрных ювелирных украшений, применяя всевозможные технические приемы и способы обработки. Железо, сталь, медь, бронзу, олово, серебро, золото подвергали ковке, литью, просекали, гравировали, чернили, чеканили, украшали цветными расписными эмалями, филигранью, сканью, зернью. Многие способы художественной обработки металлов не забыты и по сей день.

По всему Северу широко бытовала медная посуда и утварь. Запасы медных руд позволяли использовать этот металл в составе различных сплавов. Формы северной медной утвари достаточно разнообразны. Это и ковши-черпаки для воды, и округлые подвесные рукомои, и сложными торговыми путями занесенные на Север стройные восточные кувшины, и особенно привившиеся в крестьянском быту братины и ендовы. Большим разнообразием размеров и способов украшения отличаются ендовы – низкие приземистые чаши с носиком-сливом, ложчатые или с гравировкой по отогнутому краю.

Нельзя не упомянуть и о литье колоколов. Это сложное мастерство обладало своими секретами, от которых зависело богатство музыкальных интонаций знаменитых северных звонов. Есть сведения, что колокололитейные мастерские существовали в Сольвычегодске.

Разные районы и города специализировались на обработке определенных металлов, технических приемах в создании конкретных изделий. Ремеслом кованого железа на вологодской земле занимались в самой Вологде, в Белозерске, Тотьме, Сольвычегодске, Устюжне, но особенно в Великом Устюге, где создавались не столько вещи хозяйственного обихода, сколько различные «художества». В 1620-е годы в Устюге насчитывалось сорок семь кузниц, через шестьдесят лет их было уже шестьдесят восемь. Есть сведения, что искусных устюжских мастеров отзывали на работу в Москву, Пермь, города Сибири. В самом Устюге и поныне можно видеть многочисленные узорные решетки окон, балконов, оград и ворот, кронштейны и подвесы, поражающие красотой железного кружева. В Сольвычегодске, Великом Устюге, Тотьме, Вологде было немало искусных ювелиров, нередко выполнявших заказы столицы.

Среди наиболее известных и интересных техник обработки металла, нашедших широкое распространение в Великом Устюге, выделялись просечное железо, филигрань (скань) и «мороз по жести».

Просечное узорное железо – одно из самых древних производств Великого Устюга. Свое наибольшее развитие это ремесло получило в XVII – XVIII веках. Технология этого искусства проста: на лист железа наносится узор, который затем высекается безошибочными ударами зубила. Получившимся узорным железом «обивались» различные деревянные изделия («сундуки-подголовники», шкатулки, створы церковных дверей, накладные замочные щитки и т.п.). Обычно дерево подкрашивалось, или под железо подкладывалась слюда. Выступая сквозь просеки железа, гармоничные краски создавали великолепный декоративный эффект, достигнутый несложным, по-народному мудрым приемом.

В историческом отделе Великоустюгского музея-заповедника экспонируются врата из Владимирской церкви самого древнего в городе Михаило-Архангельского монастыря. На коричневый фон врат, покрытых прозрачной слюдой, наложено металлическое кружево. Весь рисунок его, как и отдельные мотивы, поражают изяществом замысла и выполнения. Не менее интересны своим орнаментом железные алтарные врата, находящиеся в Вознесенской церкви, построенной в 1648 году. Изящным просечным узором мастера украшали дверные и сундучные петли, наружные части замков и задвижек, церковную утварь.

Филигрань, или ювелирная скань, занимала большое место в искусстве устюжан. Скань происходит от слова «скать» – свивать нитки. Из крученой двойной («сканой») золотой, серебряной или медной проволоки плетутся сложные рисунки-узоры, пайкой которых и создается форма прозрачно-воздушного изделия (броши, шкатулки, портсигары, браслеты, оклады икон и т.п.).

Несложность оборудования для изготовления золотой и серебряной проволочки, простота технологии производства сделали этот вид ювелирного искусства наиболее распространенным в древней Руси. Волочение проволоки из золота и серебра было известно в Киевской Руси еще в X веке, в России филигранное искусство получили широкое развитие в XVI-XVII веках. Основными центрами сканого дела были Новгород и Москва, а на Севере – Великий Устюг и Сольвычегодск. Они отличались друг от друга особенностями орнамента скани и временем ее расцвета.

Часто устюжские ювелиры применяли скань в сочетании с финифтью, создавая прекрасные вещи. Сканый узор напаивался на поверхность изделия, покрываемого многоцветной глазурью, что образовывало так называемую «перегородчатую эмаль». Обрамление сканью нередко делались при изготовлении небольших костяных, деревянных или каменных образков, крестов и панагий с рельефными изображениями. В XVIII веке в Устюге ажурную скань сочетали с вкладышами из позолоченного серебра, покрывали цветной эмалью. Часто в орнамент вводились медальоны с черневым рисунком или же широкие полосы плетения.

Рисунок играет ведущую роль в филигранных изделиях. В нем чаще всего встречается свернувшийся в виде круга лист, грозди ягод, цветы. При этом рисунок всегда плавен, ритмичен и легко читается. Изделия устюжан отличаются от изделий других ювелирных центров прежде всего густым филигранным орнаментом из фантастических цветов и трав, положенным на гладкий золоченый фон. Кстати, мотив свернувшегося листка, образующего круг, является характерным не только для мастеров-ювелиров в Устюге, но и для других северных художников, занимавшихся росписями ларцов и сундуков.

«Мороз по жести» – уникальный вид народного художественного мастерства, бытовавший в Великом Устюге с конца XVIII столетия. Тонкий лист жести обрабатывался известным лишь мастеру способом, после чего на поверхности листа образовывался необычайно прочный рисунок, сходный с тем, которым «расписывает» мороз оконные стекла зимой. Секрет мастерства передавался от отца к сыну и был достоянием лишь небольшой группы семейных династий устюжан. Фантастический рисунок на жести, обладая большой декоративностью, имел различные оттенки – золотые, оранжевые с перламутровыми переливами, серебристые, малахитовые.

Обработанной таким образом жестью обивались декоративные шкатулки, сундучки, иногда в сочетании с просечным железом. Шкатулки и ларцы часто устраивались с «секретом», то есть нужно было в определенной последовательности нажать кнопки или передвинуть задвижки прежде, чем шкатулка откроется. Известны шкатулки, имевшие 24 «секрета». Изделия, украшенные столь необычным декоративным материалом, в большом количестве вывозились на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, где они пользовались огромным спросом; особенно много их увозилось в Персию и Турцию. Таким образом, «сказочные ларцы» стран Ближнего Востока изготовлялись в далеком северном городе руками его талантливых мастеров. Самобытное искусство «мороза по жести» принесло Великому Устюгу мировую известность.

Древними традициями, высоким мастерством и веками отработанной технологией отличается искусство кованого железа. Почти в каждой деревне стояла кузница, где крестьянин-кузнец выполнял разнообразные заказы местных жителей. Подковывая лошадей, наводя косы, топоры и ножи, вырезая замки и ключи, кузнец нередко совмещал профессию металлурга, доменщика-литейщика и слесаря. О кузнецах слагали легенды, ибо ремесло это, связанное с огнем, превращением твердого металла в раскаленный податливый брусок, приравнивалось в народе к волшебству, к общению с нечистой силой. Недобрые отношения с ней грозили пожарами всей деревне, отчего ставили кузницы вдали, на окраине.

При создании художественных изделий кузнецы поистине творили чудеса. Преодолевая природную прочность материала, они придавали ему любую форму, и послушный воле человека, раскаленный добела металл обретал то упругую силу гнутых прутов, из которых ковались объемные предметы, то легкую прорезь ажурного кружева. Скромное убранство крестьянской избы украшали сказочные цветы железных светцов. Крутой изгиб витого стержня, одним концом ввинченного в деревянную опору или бревенчатую стену, на другом оканчивается трезубцами – держателями лучины. Каждый в отдельности и соединенные вместе, они своими контурами напоминают головки цветов. Движение гнутого прута создает четкий силуэт предмета, в линиях и пропорциях которого сохраняется подобие природных форм растений. Образное решение не противоречит практическому смыслу и удобству пользования этими старинными «светильниками».

Более скромны по форме настольные подсвечники. Но и в них движение витой спирали, образующей держатель свечи, и округлые поверхности подставок хранят тепло рук и изобретательность сделавшего их мастера.

Удивительно пластичны и красивы формы сечек для рубки капусты. Мягкий овал лезвия с упругими завитками органично перерастает в удобную граненую вверху ручку. Над завитками возвышаются маленькие головки коней – вечных спутников крестьянина-земледельца. Они символизировали доброе начало и служили «оберегом» от зла и несчастий. Ритмичное движение парных спиралей, пластическое равновесие деталей, лаконичность всего силуэта делают сечку шедевром кузнечного искусства.

В XVII – XVIII веках широко бытовали ларцы – «теремки», служившие для хранения тканей, одежды, различных ценностей и деловых бумаг. Название этих предметов соответствует особенностям их формы: скошенные края крышки придавали ларцу сходство с домиком. Деревянную основу окрашивали краской, накладывали цветную бумагу, кожу или ткань, покрывали их слоем слюды, а поверх набивали ажурные листы железа. Цветной фон и мерцание слюды оживляли строгую графику прорезных узоров. В затейливых рисунках преобладали скобчатые мотивы. Иногда поверхность плоского листа прорабатывалась насечками и гравировкой, заимствованными кузнецами у мастеров ювелирного дела.

Новости по теме