29/06/2001 Газета "Репортер"
На протяжении двух недель в Самаре гостил профессор славистики
Новоорлеанского университета Уильям Брумфилд, который является чуть ли не
единственным американцем, изучающим русскую архитектуру и популяризирующим в
Америке историю русского зодчества. Посещая российские города, он пытается
вникнуть в каждую деталь национальной архитектуры, дабы донести ее до своих
соотечественников.
Кроме экскурсий по городу, г-н Брумфилд был занят встречами с
официальными лицами губернии. В частности, он встретился с руководителем
департамента культуры области Элеонорой Куруленко, и Репортеру удалось побывать
на неофициальной встрече двух искусствоведов.
Уильям оказался очень общительным человеком, прекрасно знающим русский язык. По
его словам, в нашу страну впервые он приехал как турист в 1970 году. Увидев
здания русской архитектуры, он "просто обалдел". Все, что попадало в сферу его
зрения, сразу же запечатлевалось на фотопленку. Несмотря на то, что Уильям был
не профессиональным фотографом, "российские зарисовки" получились мастерски
выполненными. С тех пор Брумфилд стал ездить по российским городам, снимать
старинные дома, храмы, усадьбы, а затем публиковать свои фото и
исследовательские заметки в различных американских журналах. Пока что своим
самым любимым местом в России Уильям называет деревню Кимжу, что на окраине
Архангельской области. Повествуя о своем путешествии в Кимжу, исследователь
весьма точно заметил одну главную феноменальную особенность российской культуры:
"Многие ценные памятники в вашей стране сохраняются, как ни странно, лишь
благодаря необустроенности России. В Кимжу не ведет ни одна дорога, добраться
туда можно практически только зимой на санях. Но, если бы дороги существовали,
может быть, ни одно из уникальных деревянных строений прошлых столетий и не
дошло бы до нас. Его бы просто уничтожили".
Назвать г-на Брумфилда простым путешественником или обыкновенным фотографом,
интересующимся русской культурой, нельзя. Это человек, который смотрит в корень
проблемы сохранности российских памятников. Из его уст Репортер услышал много
интересных идей, которые не грех бы было осмыслить многим российским политикам.
- Создавая новое, мы должны заботиться и о своем прошлом, - говорит Уильям. -
Как правило, люди начинают бить тревогу, когда здание уже нельзя спасти. Думать
надо раньше, когда оно еще было живым. Нужно не восстанавливать памятники, а не
допускать их разрушения.
- Что вы можете сказать о нашем городе, после того как познакомились с ним?
- Я сам живу в Новом Орлеане. Мне кажется, что наши города чем-то похожи. Они
похожи средой, отношением к культурным традициям. В Самаре я вижу стремление
сохранить ту удивительную атмосферу купеческого XIX века с его искусством
эклектики и модерна. Проблема вашего города и, наверное, всей страны в том, что
у него нет хозяина. Те, у кого есть деньги, не стремятся сохранить прошлое, они
сметают старинные дома и ставят на их месте новые. Для возможности сохранения
памятников нужно решать вопрос о частной собственности, подходить к этой
проблеме комплексно. Человек не будет вкладывать деньги в то, что ему не
принадлежит. Любому архитектурному произведению нужен хозяин, который бы
заботился о его существовании.
Ксения РУСЯЕВА