ВОРОНЕЖ ГЛАЗАМИ АМЕРИКАНЦА

Воронежский курьер. 9 июня 2005

Как часто, не ценя и даже не зная своих городских достопримечательностей, воронежцы ожидают увидеть что-то достойное, только отправившись на экскурсии в Дивногорье или Задонский монастырь, в Петербург или города Золотого кольца. Не говоря уже о загранице. Воронежские чиновники-архитекторы принижают ценность местного культурного наследия, называя рухлядью и хибарами сносимые ими старые дома А вот американский профессор Вильям Крафт Брамфилд из университета Нового Орлеана специально приехал в Воронеж, чтобы увидеть и сфотографировать архитектуру нашего города.
- В вашем городе все интересно, - говорит он мне сразу после знакомства - И культовые сооружения, и жилые дома, и коммерческие здания начала XX века, и советская архитектура сороковых - пятидесятых годов Облик города впечатляет.
Вообще-то Вильям Брамфилд, окончив Калифорнийский университет, а затем пройдя прекрасную практику в Москве и Петербурге (точнее, еще в Ленинграде), стал не искусствоведом, а ученым-славистом по специальности «Литература и история России XIX века». (И сам начал замечательно говорить по-русски.) Но постепенно увлекся фотоделом и благодаря фотоискусству пришел к изучению архитектуры. Впрочем, он справедливо считает, что в русской культуре все взаимосвязано - и история, и язык, и литература, и зодчество.
Сейчас Брамфилда величают американским ученым-фотохудожником, больше и популярностью пользуются его книги «Золото в лазури Тысячелетие русской архитектуры», «Истоки модернизма в русской архитектуре», «Потерянная Россия , Фотографии разрушенных памятников русского зодчества», «Памятники русской архитектуры: обзор в фотографиях», изданные в 1980 - 1990-е годы Самой же крупной его работой стала «История русской архитектуры» (1993), где все иллюстрации выполнены автором.
Вильям прибыл в наш город вместе с представителями Российской академии архитектуры и строительных наук, членом которой его избрали три года назад. Пока академики устраивали свои собрания в архитектурно-строительном университете, Брамфилд не терял времени даром - в темпе обходил и объезжал воронежские улицы (гостя возила на машине наша Госинспекция по охране историко-культурного наследия).
«Они заседают, а я делаю свою работу», - рассказывает американец «Жара была страшная, с Брамфилда пот лился в три ручья, а он все просил и просил везти дальше, чтобы ни одного памятника не упустить», - добавляет начальник Госинспекции Татьяна Старцева.
Гостя интересовали не только шедевры зодчества (такие, скажем, как дворец XVIII века или ансамбль СХИ), но все то, что искусствоведы уважительно величают историко-архитектурной средой, а воронежские начальники-градостроители пренебрежительно называют рухлядью. Когда я
пристал к господину Брамфилду с вопросом о том, что же все-таки понравилось больше всего среди массы интересного, он ответил . ни за что не догадались бы! «Особенно впечатляет «Утюжок» Да-да, именно это торговое здание в центре Воронежа, построенное в 30-х годах и восстановленное в 50-х. На Вильяма произвели впечатление и его округлые формы, и что горожане возродили его после войны из руин, и то, как удачно интерьеры здания продолжают использоваться для гастрономического и книжного магазинов Мне приходилось слышать мнение, будто «Утюжок» причислен к разряду охраняемых памятников случайно Знайте же, скептики, чего на самом деле стоят наши «утюжки»1
А еще ученому очень понравился Акатов монастырь, особенно уровень его современного благоустройства, озеленения. «Это один из лучших примеров в России». Кстати, в Воронеже есть и мощи святителя Митрофана, некогда не менее знаменитые, чем мощи Тихона Задонского, и Митрофановский источник Почему же сейчас в Воронеж не рвутся так, как в Задонск?
Оценил американец и то, как удачно восстановлены другие воронежские церкви, их старинную барочную и классическую архитектуру «Это показатель уровня культуры в городе, - считает он - Но о новом соборе говорить ничего не буду. Время покажет. .»
Не задавал гость лишних вопросов, когда наблюдал облезлые фасады многих жилых домов мол, понимаю, что проблемы в городском хозяйстве, безусловно, есть. Но для ученого гораздо интереснее любой подлинный, пусть и руинированный образец архитектуры, чем «новодел». «Посмотрим, что будет лет через десять в центре города, начнут сносить или спасать старые дома» А вот это не менее интересно и нам с вами, воронежцы
Съездил он и в Рамонь, осмотрел дворец Ольденбургских У нас так часто пишут о печальной судьбе дворца, о том, что нет в Рамони настоящего хозяина А Вильям Брамфилд уверен те усилия, которые уже были затрачены для восстановления дворца, - это «героический труд» Получается, что в Америке такое -редкость?
Я начинаю расспрашивать Брамфилда, как вообще обстоят дела с охраной памятников старины в Соединенных Штатах. «У нас очень немногие памятники находятся в государственной собственности и восстанавливаются государством Почти все памятники - в частных руках, в том числе и в Новом Орлеане Но их не разрушают у нас своевольно, а наоборот, гордятся ими Хотя в большинстве городов тоже сносят старые дома, как и у вас».
В Новом Орлеане архитектурными реликвиями считаются преимущественно частные деревянные дома Многие владельцы считают престижным делом сохранить такие раритеты, хвастаются перед соседями, даже если их дом и не числится на официальном учете как памятник. Вот почему профессор стал возражать, когда ему пытались объяснить в Воронеже, что, дескать, деревянный материал - не для центра города и сохранить его очень сложно. «Орлеанцы пропитывают дерево какими-то специальными составами?» - уточняю я. «Надо просто ухаживать за де-
ревом, и тогда это будет вполне долговечный материал», - поясняет мой собеседник.
Главным же достоинством Воронежа американец считает даже не его архитектуру и не то, как она охраняется, а то, как она изучается «фотосъемка бесполезна без научных сведений», -говорит Вильям. С собой в Америку он увозит книги «Историко-культурное наследие Воронежа» и «Русские провинциальные усадьбы», изданные в нашем городе «Здесь очень серьезно воспринимается культурное наследие Госинспекция - очень хороший центр по изучению памятников, он пользуется большим авторитетом»,
А не видится ли господину Брамфилду что-то родное в облике воронежских многоэтажек; в том, что наши архитекторы, гоняясь за западной модой, надоедливо проектируют красивые, как им кажется, мансарды и остекленные блоки? Не перекликаются ли наши ультрасовременные новостройки с небоскребами, стоящими в центре Нового Орлеана?
- Нет. Может быть, у вас стараются строить, как в Европе, но к американским городам Воронеж не близок Здесь у вас - другие материалы, своя специфика.
А что думает наш гость вообще о городском быте Воронежа, не только об архитектуре?
- Понимаю, что промышленность не на том уровне, как была раньше Но жизнь в городе кипит, в новых районах -тоже, видно, что город развивается Не очень радует распространение казино...
Я провожаю Вильяма к вокзалу, к вечернему московскому поезду Он и эту прогулку использует для дела фотографирует сначала дом № 7 на проспекте Революции - с островерхими, в русском стиле, крышами. Затем спешит к памятнику Черняховскому вечером в отличие от дневного времени он удачно освещен солнцем,
Профессор наслышан о Черняховском как о видном военачальнике и о том, что в Вильнюсе разрушители истории демонтировали памятник. Но он был удивлен и обрадован, узнав, что скульптура не переплавлена как металлолом, а стоит в Воронеже. Я рассказываю Вильяму, как наше городское управление культуры проявило инициативу и перевезло памятник, а он удовлетворенно сообщает мне, что использовал последний кадр на пленке. Заправить новую до отхода поезда он уже не успел бы .
Ученый-фотохудожник сделал в Воронеже несколько сотен снимков пленочным фотоаппаратом Теперь и о нашем городе в США выйдет иллюстрированная статья. Кроме того, снимки Брамфилда регулярно выставляются в различных музеях и галереях. По его словам, есть и критика в адрес этих снимков, мол, недостаточно они художественны, надо искать необычные ракурсы. Но его цель - найти такие ракурсы, чтобы дать наилучшее представление об архитектуре зданий Спецэффекты в этом случае создает только освещение, но не фотограф.
Вильям Крафт Брамфилд каждый год около четырех месяцев проводит в России. В целом он уже прожил в нашей стране пять лет И счет этим годам будет продолжен Ученый решил обязательно посетить Черноземье и его столицу еще, может быть, не один раз.