ВОРОНЕЖ ГЛАЗАМИ АМЕРИКАНЦА
Воронежский курьер. 9 июня 2005
Как
часто, не ценя и даже не зная своих городских достопримечательностей, воронежцы
ожидают увидеть что-то достойное, только отправившись на экскурсии в Дивногорье
или Задонский монастырь, в Петербург или города Золотого кольца. Не говоря уже о
загранице. Воронежские чиновники-архитекторы принижают ценность местного
культурного наследия, называя рухлядью и хибарами сносимые ими старые дома А вот
американский профессор Вильям Крафт Брамфилд из университета Нового Орлеана
специально приехал в Воронеж, чтобы увидеть и сфотографировать архитектуру
нашего города.
- В вашем городе все интересно, - говорит он мне сразу после знакомства - И
культовые сооружения, и жилые дома, и коммерческие здания начала XX века, и
советская архитектура сороковых - пятидесятых годов Облик города впечатляет.
Вообще-то Вильям Брамфилд, окончив Калифорнийский университет, а затем пройдя
прекрасную практику в Москве и Петербурге (точнее, еще в Ленинграде), стал не
искусствоведом, а ученым-славистом по специальности «Литература и история России
XIX века». (И сам начал замечательно говорить по-русски.) Но постепенно увлекся
фотоделом и благодаря фотоискусству пришел к изучению архитектуры. Впрочем, он
справедливо считает, что в русской культуре все взаимосвязано - и история, и
язык, и литература, и зодчество.
Сейчас Брамфилда величают американским ученым-фотохудожником, больше и
популярностью пользуются его книги «Золото в лазури Тысячелетие русской
архитектуры», «Истоки модернизма в русской архитектуре», «Потерянная Россия ,
Фотографии разрушенных памятников русского зодчества», «Памятники русской
архитектуры: обзор в фотографиях», изданные в 1980 - 1990-е годы Самой же
крупной его работой стала «История русской архитектуры» (1993), где все
иллюстрации выполнены автором.
Вильям прибыл в наш город вместе с представителями Российской академии
архитектуры и строительных наук, членом которой его избрали три года назад. Пока
академики устраивали свои собрания в архитектурно-строительном университете,
Брамфилд не терял времени даром - в темпе обходил и объезжал воронежские улицы
(гостя возила на машине наша Госинспекция по охране историко-культурного
наследия).
«Они заседают, а я делаю свою работу», - рассказывает американец «Жара была
страшная, с Брамфилда пот лился в три ручья, а он все просил и просил везти
дальше, чтобы ни одного памятника не упустить», - добавляет начальник
Госинспекции Татьяна Старцева.
Гостя интересовали не только шедевры зодчества (такие, скажем, как дворец XVIII
века или ансамбль СХИ), но все то, что искусствоведы уважительно величают
историко-архитектурной средой, а воронежские начальники-градостроители
пренебрежительно называют рухлядью. Когда я
пристал к господину Брамфилду с вопросом о том, что же все-таки понравилось
больше всего среди массы интересного, он ответил . ни за что не догадались бы!
«Особенно впечатляет «Утюжок» Да-да, именно это торговое здание в центре
Воронежа, построенное в 30-х годах и восстановленное в 50-х. На Вильяма
произвели впечатление и его округлые формы, и что горожане возродили его после
войны из руин, и то, как удачно интерьеры здания продолжают использоваться для
гастрономического и книжного магазинов Мне приходилось слышать мнение, будто
«Утюжок» причислен к разряду охраняемых памятников случайно Знайте же, скептики,
чего на самом деле стоят наши «утюжки»1
А еще ученому очень понравился Акатов монастырь, особенно уровень его
современного благоустройства, озеленения. «Это один из лучших примеров в
России». Кстати, в Воронеже есть и мощи святителя Митрофана, некогда не менее
знаменитые, чем мощи Тихона Задонского, и Митрофановский источник Почему же
сейчас в Воронеж не рвутся так, как в Задонск?
Оценил американец и то, как удачно восстановлены другие воронежские церкви, их
старинную барочную и классическую архитектуру «Это показатель уровня культуры в
городе, - считает он - Но о новом соборе говорить ничего не буду. Время покажет.
.»
Не задавал гость лишних вопросов, когда наблюдал облезлые фасады многих жилых
домов мол, понимаю, что проблемы в городском хозяйстве, безусловно, есть. Но для
ученого гораздо интереснее любой подлинный, пусть и руинированный образец
архитектуры, чем «новодел». «Посмотрим, что будет лет через десять в центре
города, начнут сносить или спасать старые дома» А вот это не менее интересно и
нам с вами, воронежцы
Съездил он и в Рамонь, осмотрел дворец Ольденбургских У нас так часто пишут о
печальной судьбе дворца, о том, что нет в Рамони настоящего хозяина А Вильям
Брамфилд уверен те усилия, которые уже были затрачены для восстановления дворца,
- это «героический труд» Получается, что в Америке такое -редкость?
Я начинаю расспрашивать Брамфилда, как вообще обстоят дела с охраной памятников
старины в Соединенных Штатах. «У нас очень немногие памятники находятся в
государственной собственности и восстанавливаются государством Почти все
памятники - в частных руках, в том числе и в Новом Орлеане Но их не разрушают у
нас своевольно, а наоборот, гордятся ими Хотя в большинстве городов тоже сносят
старые дома, как и у вас».
В Новом Орлеане архитектурными реликвиями считаются преимущественно частные
деревянные дома Многие владельцы считают престижным делом сохранить такие
раритеты, хвастаются перед соседями, даже если их дом и не числится на
официальном учете как памятник. Вот почему профессор стал возражать, когда ему
пытались объяснить в Воронеже, что, дескать, деревянный материал - не для центра
города и сохранить его очень сложно. «Орлеанцы пропитывают дерево какими-то
специальными составами?» - уточняю я. «Надо просто ухаживать за де-
ревом, и тогда это будет вполне долговечный материал», - поясняет мой
собеседник.
Главным же достоинством Воронежа американец считает даже не его архитектуру и не
то, как она охраняется, а то, как она изучается «фотосъемка бесполезна без
научных сведений», -говорит Вильям. С собой в Америку он увозит книги
«Историко-культурное наследие Воронежа» и «Русские провинциальные усадьбы»,
изданные в нашем городе «Здесь очень серьезно воспринимается культурное наследие
Госинспекция - очень хороший центр по изучению памятников, он пользуется большим
авторитетом»,
А не видится ли господину Брамфилду что-то родное в облике воронежских
многоэтажек; в том, что наши архитекторы, гоняясь за западной модой, надоедливо
проектируют красивые, как им кажется, мансарды и остекленные блоки? Не
перекликаются ли наши ультрасовременные новостройки с небоскребами, стоящими в
центре Нового Орлеана?
- Нет. Может быть, у вас стараются строить, как в Европе, но к американским
городам Воронеж не близок Здесь у вас - другие материалы, своя специфика.
А что думает наш гость вообще о городском быте Воронежа, не только об
архитектуре?
- Понимаю, что промышленность не на том уровне, как была раньше Но жизнь в
городе кипит, в новых районах -тоже, видно, что город развивается Не очень
радует распространение казино...
Я провожаю Вильяма к вокзалу, к вечернему московскому поезду Он и эту прогулку
использует для дела фотографирует сначала дом № 7 на проспекте Революции - с
островерхими, в русском стиле, крышами. Затем спешит к памятнику Черняховскому
вечером в отличие от дневного времени он удачно освещен солнцем,
Профессор наслышан о Черняховском как о видном военачальнике и о том, что в
Вильнюсе разрушители истории демонтировали памятник. Но он был удивлен и
обрадован, узнав, что скульптура не переплавлена как металлолом, а стоит в
Воронеже. Я рассказываю Вильяму, как наше городское управление культуры проявило
инициативу и перевезло памятник, а он удовлетворенно сообщает мне, что
использовал последний кадр на пленке. Заправить новую до отхода поезда он уже не
успел бы .
Ученый-фотохудожник сделал в Воронеже несколько сотен снимков пленочным
фотоаппаратом Теперь и о нашем городе в США выйдет иллюстрированная статья.
Кроме того, снимки Брамфилда регулярно выставляются в различных музеях и
галереях. По его словам, есть и критика в адрес этих снимков, мол, недостаточно
они художественны, надо искать необычные ракурсы. Но его цель - найти такие
ракурсы, чтобы дать наилучшее представление об архитектуре зданий Спецэффекты в
этом случае создает только освещение, но не фотограф.
Вильям Крафт Брамфилд каждый год около четырех месяцев проводит в России. В
целом он уже прожил в нашей стране пять лет И счет этим годам будет продолжен
Ученый решил обязательно посетить Черноземье и его столицу еще, может быть, не
один раз.