•  использована публикация http://friends.pomorsu.ru/Brumfield/Gallery4/kargopol.html

 

УИЛЬЯМ
КРАФТ
БРАМФИЛД

АРХИТЕКТУРА КАРГОПОЛЯ И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ

(проблемы сохранения памятников)

ВПЛОТЬ до сегодняшнего дня историки не могут прийти к единому мнению о дате основания Каргополя, значении его названия. По обеим проблемам существует много мнений. Однако большинство исследователей считают, что этот городок с населением в 12 тыс. чел., расположенный в юго-восточной части Архангельской области, является одним из самых старых городов Русского Севера1. Трудно представить, но несколько столетий назад он был одним из наиболее важных населенных пунктов2. Торговый путь к Белому морю вдоль реки Онеги довольно долгое время имел большое значение. Соль постепенно перестала быть стратегическим товаром для этого региона, поэтому торговля сошла на нет. Скудное сельское хозяйство стало основой существования крестьян, в отличие от государственного сектора в самом городе. Только белокаменные церкви Каргополя напоминают о былом величии XVI-XVIII вв. Но большая часть этих памятников находится в ужасающем состоянии.

Каргополь напоминает город XVI века. Размеры его сохранились теми же, что и четыре-пять столетий назад. Немногое сохранилось с тех пор, во многом из-за пожара 1765 г., уничтожившего город и даже повредившего каменные стены3. Когда город был отстроен, запретили строительство деревянных домов поблизости от церквей как из-за опасности возгорания, так и неэстетичности, умаляющей красоту белокаменных стен.

В соответствии с ландшафтом, Каргополь начал застраиваться планомерно со времен Екатерины кварталами одно-двухэтажных домов. Окна по окружности, по русской традиции, украшены резьбой и изящными карнизами. В этом торговом, ремесленном, церковном, чиновничьем городе украшение деревянных домов отражало процветание и традиционный образ жизни. В городе есть сооружение, заметное со всех сторон: колокольня собора Рождества Христова (ил. 1-1, 1-2). Собор является самой старой и примечательной постройкой в городе. Построенный в 1552 -1562 гг., он неоднократно перестраивался, впервые в 1652 г. после пристройки придела Святых Филиппа и Алексия с северной стороны, высокого крыльца и лестницы(1-3, 1-4). Вскоре нечто подобное было пристроено к южному фасаду, а к западной стороне - также крыльцо и лестница4. Эти изменения визуально придавили собор к земле; с веками здание ушло в землю почти на метр.

Огромный пожар 1765 г. вызвал появление трещин в стенах собора. Большие контрфорсы позволили укрепить сооружение. Величественное оригинальное белое здание с пятью куполами выглядит сегодня громоздким со всех сторон. Пожар также повредил фрески собора. Купола, частично построенные с использованием дерева, также пострадали от пожара. Часть настенных росписей, уцелев во время пожара, была испорчена, поскольку в течение пяти лет собор стоял без всякого ремонта под открытым небом. Сегодня стены покрашены в белый цвет, виден лишь небольшой кусочек оригинальных фресок с западной стороны. От икон осталось лишь то, что было установлено после 1765 г. Необычным элементом внешней конструкции является железная балка. торчащая из центрального каменного барабана. К ее концу прикреплена цепь, держащая центральное паникадило.

Во время восстановления города после пожара территория вокруг собора Рождества Христова была очищена для так называемого Нового торга, ограниченного с северо-востока церковью Рождества Иоанна Предтечи. построенной до пожара между 1740 и 1751 гг. 5. Подчеркнуто строгая по форме, эта церковь с куполами в стиле барокко высится над окружающей местностью. Центральным элементом ансамбля Нового торга (иногда называемого Кафедральной площадью) является огромная трехэтажная колокольня, выстроенная в 1767 г. с элементами барокко и классики (1-5). Нижняя часть сооружения должна была служить триумфальными воротами для Екатерины Великой6. Ее визит так и не состоялся, но колокольня является прекрасным ориентиром. В северо-западной части. Кафедральной площади находится Введенская церковь, построенная в 1802 г. в строгом архаичном стиле, гармонирующем с остальным ансамблем.

На востоке Каргополя около старой крепости и в нескольких сотнях метров от Нового торга стоит величественная белокаменная церковь Воскресения, построенная в конце XVII в. в стиле русской церковной архитектуры XV в. (ил. 2-1, 2-2). Как и во многих других городах Севера, здесь также трудно представить, какое же нужно было иметь преуспевание, чтобы возводить такие церкви. Так много было утеряно в последние десятилетия (да и раньше тоже) и так мало делается для сохранения уцелевшего. Например, церковь Воскресения, давшая название прилегающей площади, по соседству имела еще одну церковь с колокольней. Сегодня из всего ансамбля осталась лишь она.

Но свидетельства многовекового труда ремесленников и строителей все еще заметны. Неподалеку от Воскресенской церкви высится купол Троицкой церкви, выстроенной в неовизантийском стиле. Троицкая церковь, начатая в 1790 г. и законченная в 1802 г., также дала имя площади, на которой в свое время стояла еще одна церковь Иоанна Богослова с колокольней7. Сегодня церковь Троицы является местом выставок народных промыслов, организуемых местным краеведческим музеем. Огромное пространство под куполом выгодно подчеркивает произведения мастеров.

В западной части города находится целая группа церквей, среди которых выделяется Благовещенская церковь, выстроенная к 1692 г. из местного белого камня(3-1). Огромные окна украшены богатой каменной резьбой, поражающей воображение. Историк искусства Игорь Грабарь написал в начале столетия, что это напоминает дворцы раннего флорентийского Возрождения8. Это скорее было бы характерно для архитектуры Московского Кремля XV в., но в Москве этого нет вообще. Апсида церкви с аркатурным фризом вообще несравнима ни с чем. Вот еще одна загадка Русского Севера: кто привнес и выполнил это чудо?

Увы, Благовещенская церковь ныне находится в разрушенном состоянии. На север от нее находится Никольская церковь (1741 г.), строгая по исполнению и производящая впечатление постройки в традициях классицизма. Вместе эти церкви формируют территорию Старого торга, с севера ограниченную церковью Рождества Богородицы (1680 г.). Хотя по размерам она меньше Благовещенской, но ее украшают богатые резные украшения, и структура сбалансирована двумя приделами с севера и юга. (4-1) В наше время это единственная действующая православная церковь в Каргополе. Город не может позволить себе большего.

На западе в границах старого города на холме находится последняя каргопольская уцелевшая церковь Св. Зосимы и Савватия, построенная в 1819 г. в честь царя Александра I. Классический стиль и округлый купол напоминают романский замок или грандиозное сельское поместье. Эта церковь была одной из самых богатых в городе благодаря тому, что владела значительными лесными угодьями. Здание подверглось перестройке и является сегодня частью местного художественного и краеведческого музея. Здесь находится интересная выставка икон и церковного искусства, в том числе резные деревянные лики святых (среди них Николай Можайский). Следует отметить, что некоторые каргопольские иконы находятся в музеях многих городов России, включая Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге.

К началу века Каргополь имел примерно 3 тысячи жителей, 22 церкви и 2 монастыря9. Как и другие российские города, обойденные железными дорогами (Суздаль, например), Каргополь впал в состояние сна. К несчастью, это не спасло памятники искусства и архитектуры после революции. В советский период половина городских церквей была разрушена.

Борьба за сохранение памятников архитектуры в Каргополе трудна, но ситуация в районе еще сложнее, а ведь там находятся настоящие произведения русской деревянной архитектуры. Знаток Севера и фотограф Генрих Гунн утверждает, что в течение последних двух десятилетий в среднем три примечательных памятника деревянного зодчества разрушаются здесь каждый год. Многие из замечательных произведений существуют ныне лишь на фотографиях.

Как бы то ни было, в радиусе 100 км вокруг Каргополя есть примечательные места. Ближе всего находится д. Саунино (в 5 км) с шатровой церковью Иоанна Златоуста (построена в 1665 г., реконструирована в начале XX в.) и колокольней. В храме находятся лишь фрагменты иконостаса, но разрисованный потолок (или "Небо") сохранился полностью. Потолки из многих провинциальных церквей размонтировали для хранения в музеях - трудное и противоречивое решение.

В большом и красивом селе Ошевенском, состоящем из трех деревень - Погост, Ширяиха и Низ, многое находится в хорошем состоянии, поскольку некоторые дома сдаются горожанам на лето под дачи. Новая Россия дает надежду забытым богом местам. В Ошевенске есть не только примечательная миниатюрная Георгиевская часовня в д. Низ (сейчас реставрируемая, но и деревянная шатровая Богоявленская церковь (1787 г.) с отдельно стоящей колокольней в д. Погост (5-01). Интерьер является наиболее просторным среди всех церквей данного региона, а иконостас и небо просто ошеломляющие по цвету и площади. Ключница сказала мне, что священник проводит службы нерегулярно, но женщины с округи собираются здесь иногда по воскресеньям петь псалмы. Обрядовость возвращается к своему истинному смыслу. К несчастью, по дороге к Ошевенску можно увидеть руины монастыря св. Александра Ошевенского, основанного в 1453 г. (год, когда пал Константинополь).

Наиболее примечательное деревянное сооружение, что мне довелось увидеть во время февральской поездки (1998 г.) находится в с. Лядины, в 80 км от Каргополя (6-1). Этот замечательный ансамбль состоит из 3 памятников: летняя высокая шатровая Покровская церковь (1761 г.), зимняя Богоявленская церковь (1793 г.) (ил. 10) с пышными куполами и огромная колокольня (6-2).

Обе церкви имеют множество элементов выдающегося дизайна, и лучшего сочетания иконостаса и неба, чем в Покровской церкви (6-3), я вообще не видал нигде прежде. Такой тройной ансамбль, типичный для многих северных деревень, к нашему времени уже почти исчез (Кижи являют собой именно такой уцелевший ансамбль). Лядины уже не процветающая деревня. Та старушка, что открывала нам церковь, необыкновенно духовна, хотя и живет в домишке за колхозным скотным двором. Как долго еще она сможет присматривать за церковью? И кто займет ее место?

Я много фотографировал и понял из разговоров с местными колхозниками, проходившими мимо, что забота о бесценных памятниках - не их дело. Их жизнь трудна, и я не обвинял их в этом. Но во многих деревнях церкви исчезли именно из-за равнодушия жителей и, хуже того, из-за их вандализма. Лидия Севастьянова, директор Карго польского краеведческого и художественного музея, сказала, что церковь Богоявленская требует немедленной реставрации, и показала трехстраничную смету на реставрацию комплекса в Лядинах. Необходимо не более 500 тысяч деноминированных рублей, но областные и федеральные власти не могут найти и таких денег.

Каргополье производит парадоксальное впечатление. С одной стороны - не хватает средств для сохранения архитектурного и культурного наследия. С другой стороны - район поражает оставшимся богатством деревянной архитектуры в своих селах и деревенях. В нашем кратком обзоре мы говорили только о самых главных, но есть и еще много прелестных ценных мест, как ,например, деревни Большой и Малый Халуй (7-1, 7-2, 7-3, 7-4, 7-5), Гарь(8-1), Большая Шалга и Красная Ляга. С каждым годом все больше исчезает деревянных домов и храмов. Странствующий фотограф может только запечатлеть то, что оставило время.

Примечания

1 Некоторые исследователи, опираясь на записи о походах князя Вячеслава против чуди, датой основания Каргополя называют 1146 год. Таким образом, в 1996 г. город отметил свои 850-летний юбилей.

2 Флетчер Джильс. О государстве Русском. СПб., 1911. С. 30.

3 Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 30-32.

4 Гунн Г. П. Каргополье - Онега. М., 1974. С. 13-14.

5 Там же. С. 28.

6 Там же. С. 30-31.

7 Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 78.

8 История русского искусства / Под ред. И. Грабаря. Т. 1, М., б/г. С. 14.

9 Гунн Г. П. Каргополье - Онега. М., 1974. С. 34-35.

Перевел с английского Ю. В. Кудряшов