Среда,
4 октября 2000 г.

 

Американец Вильям Брумфилд вот уже тридцать лет путешествует по русским городам. Побывал он за это время в более ста из них, а недавно добрался до Хабаровска и Владивостока. Здесь Россия заканчивается, и Брумфилд опять возвращается...

Разумеется, во всех этих путешествиях есть смысл, в данном случае он - научный. Брумфилд - серьезный ученый, а не дилетант-турист. Сейчас он является профессором славистики в университете Нового Орлеана, здесь же преподает в архитектурной школе, он также член национального Гуманитарного центра. У себя на родине это весьма авторитетный ученый, автор большого числа книг и фотоколлекций о русской архитектуре. Его фотоработы на эту тему во многом уникальны - Брумфилд единственный зарубежный ученый, собравший обширные сведения об этом пласте русской культуры, его фотовыставки гостили в разных странах и стали частью фотографического архива Национальной галереи искусств.

Брумфилд прожил в России в общей сложности пять лет, сам здесь учился и учил, работал над докторской диссертацией, преподавал в Москве и Санкт-Петербурге. Он превосходно владеет русским, и наше общение не вызывало никаких затруднений.

Чем же вызван такой долгий и непроходящий интерес Брумфилда к российским городам? На этот вопрос профессор отвечал без лирики и пиетета - жгучей любви к чужой культуре, истории он не демонстрировал. Был, прежде всего, интерес научный, в некотором роде даже прагматичный, как у большинства трезвоголовых американцев.

- Поскольку в наших академических кругах этим мало кто, да почти никто, не занимался, я решил в свою тему углубиться и увлекся ею. Впервые я приехал в Россию в 1970 году и живьем посмотрел вашу небезынтересную архитектуру. Тогда купил свой первый фотоаппарат и занялся съемкой. Через несколько лет опубликовал первые научные труды, снимки. Собранный материал о русской архитектуре долго находился «под столом», это очень кропотливая и небыстрая работа, не сразу я вышел на публику с выставками и книгами. Сегодня это выглядит весьма объемно и убедительно даже в Интернете.

Закономерным считает Брумфилд свой приезд и в Хабаровск. До этого он настойчиво изучал архитектурные достоинства европейского севера России (не раз бывал в Архангельске, Каргополе, Сольвычегодске и т.д.). Зная, что нашу восточную окраину начали осваивать выходцы из этих мест, уловил предполагаемую архитектурную связь.

- Да, конечно. Я как бы повторил исторический путь ваших предков, шедших с севера на восток. Потом, существует такой русско-американский научный проект исторического освоения территорий. Наши предки шли на запад, ваши - на восток, встретились они на Тихоокеанском побережье. Тут много общего и небезынтересного. Моя роль в этом проекте - отразить старую русскую архитектуру в фотографиях, сопроводить их аннотациями. Будет большая книга, в ней запланировано очень много моих фотографий. Ваша архитектура, если сказать по-другому, русская культура помогли открыть себя.

Это признание ученого утешительно - наша культура, духовность помогли этому странному американцу познать нечто большее, чем научный интерес к неизвестному. Каким же ему показался Хабаровск, удивился ли он?

- Ваш город еще весьма молод, и в этом у нас с вами есть общее. Многие наши города, к примеру, Балтимор, Вашингтон, едва ли не ровесники. У нас сохранились подобные каменные строения, схожие с вашими. Конечно, ваша деревянная архитектура - нечто совсем отличное, редкое явление. Вам повезло - в городе есть большая площадь, он раскинулся на берегу большой реки. Между ними сохранился старый город. Все сложилось логично, неслучайно. Я думаю, надо отдать должное его основателям. Есть добротные кирпичные дома, к примеру, здание научной библиотеки. Мне очень интересным показался бывший дом Советов, дитя советской архитектуры. Отрадно, что сегодня хабаровчане серьезно занялись реставрацией исторических кварталов, это важно, в этом жизнь горожан. Хотя не избежали вы и потерь. Тот же собор, стоявший на площади у реки, - его нет, к сожалению.

- Есть намерение возродить его на прежнем месте, хабаровчане долго дискутируют на эту тему, обсуждая возникающие время от времени проекты реконструкции. Нужен ли он сегодня городу, как вы считаете?

- Я видел его фотографии, читал материалы. Решать, конечно, хабаровчанам. На этом месте, как градостроительный компонент, что-то ставить необходимо. Это может быть и церковь, почему бы нет. Но обязательно ли надо строить прежний храм? Как бы это ни называлось, но всякая реставрация мертва. Это общеизвестная точка зрения. Что бы ни построили, все равно это будет новодел. Вот и московский храм Христа Спасителя получился только похожим на прежний, хотя это уже другой храм.

Признав заслуги Брумфилда, Гуманитарный центр позволил ему двухгодичный отпуск провести в России, освободив от университетской работы. Первый «российский» год уже прошел, полевая работа (по словам ученого - самая главная) продолжается. Сделаны сотни и сотни снимков образцов русской (и не только) архитектуры. За пятнадцать лет ученый создал многотысячную фотоколлекцию, которая хранится в фонде Гугенгейма. Не случайно Брумфилд считает себя единственным на Западе создателем столь обширной фототеки мощного пласта русской культуры. Теперь там появятся старые дома Хабаровска.

 

 

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.