# 229 (2291) 2 декабря 2000 г.

 

РУССКИЙ СЕВЕР ГЛАЗАМИ АМЕРИКАНЦА
Всюду жизнь
Андрей АЛЕКСАНДРОВ

Вильям Крафт Брумфилд - профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, автор печатных трудов по русской архитектуре, литературе и фотографии. Его фотоработы представляют часть собрания фотографического архива Национальной галереи искусств Вашингтона. Выставка "Цветение русского севера", разместившаяся в Трапезных палатах Ново-Иерусалимского монастыря, составлена из снимков памятников архитектуры нашего отечества. Ее организатор - ведущий научный сотрудник, ученый секретарь Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим" Елена Рогожкина.

Особенно хороши запечатленные Брумфилдом деревянные строения. Кострома, Музей деревянного зодчества: на лесной опушке у заросшего пруда Успенская церковь из села Фоминского; частный дом на тихой городской улице - мы такие часто встречаем в северных провинциях. В Вологде Дом Болотова в два этажа, ветряная мельница в Суздале, церковь Преображения с пятью маковками в Ишме. Вдали избенки с заснеженными крышами, а за ними чернеющий лес. Два снимка церкви Иоанна Златоуста, возведенной в 1665 году в Саунино. В кадре Большая Шалга: разлапистые ели справа и слева, а посреди кусочек неба и словно достающая до него башенка церкви Рождества Христова. А вот музей "Витославицы" в Новгороде. Успенская церковь у озера Ильмень. Не обошлось и без Кижей. Построенные в позапрошлом столетии церкви Покровская и Преображенская сняты с разных сторон, в самых разных ракурсах - вместе и каждая в отдельности. Часовня Спаса Нерукотворного запечатлена вблизи и вдали: в ясную погоду и когда тяжелое серое облако нависло над просторами Кижей, заслонив солнце. Несколько фотографий с Домом Ошенева и часовней Архангела Михаила, где автор стремится показать детали памятников.

Профессиональные интересы автора, однако, на деревянном зодчестве не замыкаются. Брумфилд фотографировал старинные одноэтажные дома с расписными балконами на набережной Сухоны в Великом Устюге, Воскресенский монастырь в Угличе, Сольвычегодский собор Введенского монастыря заснят дважды: сначала этот архитектурный памятник, обнесенный утопающим в снежных сугробах низким деревянным заборчиком дан крупным планом, затем он выделен на фоне пейзажа.

Архитектура Каргополя. Колокольню и собор Рождества Христова Брумфилд тоже снимал дважды. Первый раз - в метель. Здесь белые с темными куполами постройки стоят как в тумане. Второй раз - в солнечную погоду. На этом снимке видны детали собора и колокольни - вплоть до мельчайших. На фоне прозрачных небес и легких белых облаков церковь Благовещения с темными маковками.