Персоналии
___________________________________


Николай Левицкий
Георгий Васильев
Александр Сидельников
Юрий Половников
Валерий Чиков
Анатолий Ехалов
Владимир Кудрявцев
Валерий Есипов
Дмитрий Чернецов

Николай Левицкий

Левицкий Николай Алексеевич (1911, д.Никола-Пенье Грязовецкого р-на – 1982, Ленинград) - кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР.

Долгие годы работал режиссером и директором студии «Леннаучфильм». Им снято 36 фильмов самой разной тематики: искусствоведческие и литературоведческие; историко-революционные; ленты, посвященные Великой Отечественной войне и прославленным деятелям отечественной культуры и искусства.

В конце 50-х годов Н.А.Левицкий создает несколько картин о сокровищах мирового искусства. В 1960 году за фильм «Русский камень» (об уральских самоцветах и мастерстве русских резчиков по камню) удостоен почетного диплома международного кинофестиваля в Сан-Франциско.

Последняя картина Левицкого «Константин Батюшков», где Николай Алексеевич был режиссером и сценаристом, закончена им в год смерти. Для съемок фильма он приезжал на родину в Вологодскую область - в места пребывания поэта: в Вологду, Даниловское, Хантоново.

Георгий Васильев

Васильев Георгий Николаевич (25.02.1899, Вологда – 18.06.1946) – кинорежиссер, засл. деятель искусств РСФСР. На доме по ул. Ленина, 2 (здание Администрации г. Вологды) открыта в 1965 году мемориальная доска. До 12 лет жил в Вологде, учился в школе № 1, потом переехал к отцу в Астрахань. В кинематограф пришел в 25 лет, демобилизовавшись из Красной Армии. Обучался в московской актерской студии «Молодые мастера», занимался журналистикой, сотрудничал в «Рабочей газете» и в журнале «Жизнь искусства», писал рецензии.

Большое значение для него имела встреча с однофамильцем Сергеем Дмитриевичем Васильевым: оба стали учениками Сергея Эйзенштейна, после совместной режиссерской работы они решили взять псевдоним «Братья Васильевы». Первым их фильмом стала документальная лента «Подвиг во льдах» (1928) о поисках советскими ледоколами экспедиции Нобиле. Затем были сняты немые картины «Спящая красавица» (1930), «Личное дело» (1932). Натурные съемки последней ленты проходили в Вологде. В 1934 выходит фильм «Чапаев», братья Васильевы были авторами сценария и режиссерами-постановщиками картины. Кроме того, Васильев сыграл в фильме одну из ролей – молодого белогвардейского офицера, возглавившего колонну каппелевцев ПВО время «психической атаки». Военную тему режиссеры продолжили в фильмах: «Волочаевские дни» (1937), «Оборона Царицына» (1942), «Фронт» (1943). В 1935 Георгий Васильев награжден орденом Ленина, в 1940 ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», дважды удостоен за фильмы «Чапаев», «Оборона Царицына» Государственной премии СССР. О братьях Васильевых создан документальный фильм, один из теплоходов назван «Георгий Васильев». За выдающиеся достижения в кинематографе присуждается премия им. братьев Васильевых.

С. Н. Потапенко. Васильев Георгий Николаевич // Вологодская энциклопедия. Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2006. –С. 88.

Александр Сидельников

Сидельников Александр Васильевич (1955, Ленинградская обл. – 1993, Москва) - режиссер, сценарист. Не раз бывал на Вологодчине, где нашел темы для своих лучших фильмов: «Компьютерные игры» (1988), «Преображение» (1989), «Вологодский романс» (1992) (соавтор картин – вологодский тележурналист А. Ехалов).

В фильме «Компьютерные игры» на примерах судеб деревень Харовского и Тотемского районов области был поднят вопрос о нравственных основах экономических преобразований, об отношении к родной земле и человеческой жизни. В 1988 году картина была удостоена Приза за сценарий и режиссуру на международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ) и премии «Ника» за лучший научно-популярный фильм. Лента «Преображение» номинировалась на «Нику» в 1990 году. Сам Сидельников так говорил о ней: «Эта картина – продолжение фильма «Компьютерные игры». Там мы начали разговор об умирании русской деревни, о том, какие причины это породили. В «Преображении» мы пытались посмотреть в корень проблемы, то есть с чего начался распад русской деревни…».

«Вологодский романс» снимался в Вологде, Тотемском, Белозерском районах, Буэнос-Айресе (Аргентина). Вот, что писал друг кинорежиссера Борис Куркин: «...Который уже раз смотрю «Вологодский романс» и поражаюсь тому, как естественно и просто он рассказывает нам историю жизни русской души через песню, романс, через судьбы и творчество замечательного вологодского поэта Сопина, композиторов Линка и Громова, русского певца из Аргентины Севрюгина». Песни и романсы вологжанина Владимира Громова звучали во всех последних фильмах Сидельникова. В 1992 году на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» «Вологодский романс» был признан лучшим документальным фильмом. В 1993 году – получил премию «Ника» как лучший научно-популярный фильм, но вручали эту награду уже вдове режиссера Валентине Гуркаленко. Александр Васильевич погиб во время съемок штурма Белого дома в Москве 4 октября 1993 года. Ему было 38 лет. В 1993 году на фестивале «Золотой Витязь» была учреждена Премия им. А. Сидельникова «За лучшую режиссуру».


Юрий Половников
(1954, Сокол – 2003)

В 1974 году Юрий Дмитриевич стал руководителем детской киностудии «Романтик» в родном городе. Здесь проявился незаурядный талант педагога и организатора, художника и режиссера. Киностудия под его руководством активно участвовала в слетах юных киноорганизаторов, Всероссийском фестивале любительских фильмов, проходившем в областном центре в 1979 году. Детская тема стала одной из основных в творчестве Митрича: общеизвестны и любимы зрителями его картины «Костры нашего детства», «Чик-Трак».

По окончании в 1991 году Всесоюзного государственного института кинематографии Юрий Половников получил диплом режиссера-документалиста. За годы творчества им создано около 80 фильмов, многие из которых получили заслуженное признание на всероссийских и международных кинофорумах. Митрич стоял у истоков студии «Вологдафильм», созданной в 1998 году. В 2000 году Половников возглавил Правление Союза кинематографистов Российской Федерации по Вологодской области. Именно Половникову принадлежит идея проведения областного кинофестиваля документального кино в Вологде.

Особых слов заслуживает картина «Остров спасения», за которую Ю. Половников получил «Серебряного витязя» на Х Международном кинофоруме славянских и православных фильмов и главную награду Первого Всероссийского кинофестиваля «Живая вода» в Петропавловске-Камчатском в 2001 году. Зрителей и критиков поразил своеобразный взгляд режиссера на жизнь отдаленной монашеской обители, находки киноязыка автора. Вот что сам режиссер рассказывал о съемках:

- «Остров спасения» мы снимали десять дней, но провели на острове Муромском, что на Онежском озере, больше полумесяца. Наблюдали жизнь Мурманско-Успенского мужского общежительного монастыря, входили в доверие к его обитателям. Сниматься они не хотели. Но мало-помалу дело пошло - с того момента, как я показал отцу Федору, который там за настоятеля, на одном небольшом озерке водное дикое растение чилим. Рассказал, что его можно использовать, как картошку.

Я бродил по острову даже ночами. И все время перед глазами было озеро, волны... Когда приходил в келью, ложился на топчанок, эти волны плескались у меня перед глазами на потолке. Так в фильме появились кадры озера, «прилепленные» к небу. Но когда мне говорят, что в моем фильме очень много воды, я отвечаю, что по ощущениям, которые я вынес оттуда, ее, наоборот, мало… »

Фильм «Остров спасения» удивительно созвучен по тематике игровому фильму «Остров» Павла Лунгина, вышедшему на экраны в 2006 году и удостоенному десятков кинематографических наград. Обе картины - это история о вечных вопросах: грехе, покаянии, прощении. Ленты ничего не проповедуют. Они заставляют задуматься, критически взглянуть на себя и свои поступки.

Половников был открывателем новых талантов. Он воспитал целую плеяду режиссеров и операторов, которые занимались в студии «Романтик» или работали с Юрием Дмитриевичем на студии «Вологдафильм». Талантливые ученики Юрия Половникова: Алексей Коновалов (первый администратор видеостудии культурного центра «Русский Дом»), Владимир Слободяник (сотрудник Областного центра детско-юношеского туризма), Василий Соколов (сотрудник Вологодского института права и экономики), операторы Сергей Баранов, Михаил Макаров, Дмитрий Чернецов - продолжают его дело.

В 2004 году в рамках областного кинофестиваля для детей и юношества «Фрески Севера» имени режиссера Юрия Половникова состоялась премьера фильма «Мечта, ставшая жизнью» (реж. Елена Кузьминова) о жизни и творчестве Митрича. Лента была снята на студии «Вологдафильм».

Фотоальбом Юрия Половникова
     Последнее интервью с Юрием Половниковым в мае 2003
 

Валерий Чиков

Чиков Валерий Павлович (1950, пос. Чуриловка Тотемкого района) – киносценарист, режиссер. Начальную школу закончил в Чуриловке, восьмилетку в д. Усть-Печеньга. В 9-10 классах учился в спецшколе при ЛГУ. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения, аспирантуру при этом институте. Учился на высших режиссерских курсах при Госкино СССР (мастерская Б. Метальникова, среди преподавателей – А. А. Тарковский). Дебют в кино – экранизация рассказа В. Белова «Скакал казак» - короткометражный фильм «Красный обоз» (1989), снимался под Вологдой. В 1990 снимает фильм «Русская рулетка», выступил и сценаристом. В 1993 выходит комедия «Про бизнесмена Фому» (режиссер и сценарист); с этой ленты – содружество с актером Е. Евдокимовым (снимался в фильмах «Не валяй дурака» (1996), «Не послать ли нам гонца» (1998)). В этих лентах выступил автором сценария.

Г. Н. Чебыкина. Чиков Валерий Павлович // Вологодская энциклопедия. Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2006. – С. 532.


Дмитрий Чернецов

Чернецов Дмитрий Николаевич - режиссер-документалист. Родился в 1968 году в Вологде. Выпускник ВГИКа 1999 года (операторский факультет, мастерская В.И. Юсова). Начинал свою кинематографическую деятельность оператором на фильмах Дмитрия Половникова. Ныне признанный мастер - лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за фильм «Дионисий», Всероссийской литературной премии имени Николая Рубцова «Звезда полей», член Союза кинематографистов России, директор автономной организации «Продюсерский киноцентр Вологодской области».

Фильмография:
Оператор: 1990 «Росток», 1992 «Возвращение», 1995 «Вологодские задворки»
Режиссер, оператор: 1996 «За рождественской звездой», 1999 «Голоса истории»,
2000 «Для чего Козе капуста», 2002 «Дионисий».
Режиссер: 2001 «Шолоховская весна».
Режиссер монтажа, оператор: 2005 «Под солнцем», 2005 «Даниил и Алла».

 В 2007 году кинопроект «Поэт Николай Рубцов» получил Гран-при XVI Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» в номинации «Документальные фильмы».

В 2009 году Фильм «Бобришный угор Александра Яшина» получил главный приз VI Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» в номинации «Документальное кино»

«Дионисий»

В 2002 году вышел фильм Дионисий (творческая группа: Е. Савина, Д. Чернецов, М. Резцов, М. Макаров) - о жизни и творчестве великого русского иконописца, творившего на рубеже XV-XVI веков. Картина снята к 500-летию росписей в Ферапонтовом монастыре. Какого цвета Вечность? Как Она выглядит и как Ее понимать? Возможно ли выразить Ее красками этого мира? Для Дионисия, работы которого стоят в одном ряду с полотнами Микеланджело и Рафаэля, воплощение неземной красоты стало максимально доступным.

Президент Российского фонда культуры Никита Михалков так отозвался об этой картине: «В этом фильме гармонично все: операторская работа, сценарий, потрясающий текст и то, как он прочитан. Убежден, что эта картина обязательно должна распространяться в школах, потому что она проникает в самое сердце. Она воспитает патриотов. Это одна из лучших документальных картин». Фильм «Дионисий» получил Главный приз VIII Международного фестиваля православных кино-, теле- и радиопрограмм «Радонеж» (2002). В 2003 году создатели картины «Дионисий» удостоены Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

Интервью с Дмитрием Чернецовым