Платон Тюрин: храмовые росписи в Архангельском

В 2012 году исполняется 150 лет настенным росписям Михайло-Архангельской церкви в селе Архангельском Сокольского района, созданным уроженцем вологодской земли академиком живописи Платоном Тюриным (1816-1882). Сегодня это имя достаточно известно на Вологодчине, но на протяжении прошлого века оно редко упоминалось в искусствоведческой литературе.

Первый вологодский академик живописи

Платон Семенович Тюрин родился в селе Архангельском Бохтюгской волости Вологодского уезда Вологодской губернии в семье крепостного крестьянина Семена Андреевича Тюрина. Получив вольную от помещика А.А. Холмова, он покидает родное село и едет в Санкт-Петербург, где становится студентом Императорской академии художеств. Обретя известность как мастер исторического портрета, П.С. Тюрин получает звание «академика живописи портретной». Вскоре его приглашают участвовать в росписи храма Христа Спасителя в Москве и церкви святой Екатерины при Академии художеств в Петербурге.

С начала 1860-х годов жизнь и творчество Платона Тюрина связаны с Вологдой. Он расписывает интерьеры каменной Никольской церкви в имении на Святой Горе в Тотемском районе, а в 1862-1863 годах – церковь Михаила Архангела в своем родном селе Архангельском. Позднее художник создает росписи в Вознесенском соборе Спасо-Суморина монастыря, в храме Кирика и Улиты в деревне Толстиково Вологодского уезда, пишет иконы для храмов Вологды и других городов губернии.

Храмы имеют свою судьбу

В 20-х годах прошлого века в селе Архангельском на берегу речки Бохтюги насчитывалось около 70 дворов, 2 кузницы, несколько мельниц, маслобойный завод, пять школ, училище. Находящаяся в центре села Михайло-Архангельская Бохтюжская церковь была одной из самых крупных и богатых в Вологодском уезде. Строительство этого каменного двухэтажного архитектурного комплекса, состоящего из теплого храма и трапезной первого этажа, холодного храма с трапезной второго этажа и колокольни, относится к 1770 году.

Впоследствии, в ХХ веке, Михайло-Архангельская церковь разделила судьбу большинства русских храмов и монастырей. В 1932 году богослужения прекратились, церковь была закрыта и долгое время использовалась не по назначению: в здании размещалась химчистка. Однако на протяжении нескольких десятилетий многих неравнодушных людей не покидало искреннее желание сохранить храм и живопись П.С. Тюрина, хотя сделать это силами горстки энтузиастов было практически невозможно. В 1987 году Министерство культуры РСФСР выделило на реставрацию 40 тысяч рублей, но даже эти средства оказались мизерными по сравнению с огромным объемом предстоящих работ.

В начале 1990-х годов церковь находилась в аварийном состоянии. Благодаря незначительному финансированию из муниципального и областного бюджетов были начаты исследование и реставрация сельского храма, выполнена фотосъемка и подготовлена проектная документация. За несколько лет восстановлена кирпичная кладка стен, куполов, колокольни и алтаря. С 1998 года ведутся кровельные, штукатурные и столярные работы: побелены фасады, восстановлена кровля, застеклены окна; соединение первого и второго этажей осуществляется с помощью заново изготовленных деревянных лестниц. С 2003 по 2009 год вологодскими и новгородскими реставраторами проделана значительная работа по реставрации архитектуры и настенных росписей.

Озабоченность судьбой памятника архитектуры и искусства высказывали академик Дмитрий Лихачев и писатель Василий Белов. Увековечению памяти П.С. Тюрина среди прихожан содействуют настоятель местной церкви протоиерей Анатолий Балясин и отец Владимир Соколов. Традиционными стали научные конференции, посвященные наследию художника, которые проходят в Соколе с 1996 года. В год 190-летия со дня рождения академика Платона Тюрина в его честь в селе Архангельском, с южной стороны восстановленного здания церкви Михаила Архангела, поставлен гранитный камень с памятной доской.

Зримые образы духовности

В настоящее время в Михайло-Архангельской церкви незначительными темпами продолжаются консервационно-реставрационные работы. К великому сожалению, полной сохранности красочного слоя мы уже не увидим. Находясь в неблагоприятных условиях, под дождем и на сквозняках, часть живописи осыпалась, на штукатурке образовались значительные трещины, на поверхности скопилось много птичьего помета. Оставшиеся фрагменты уникальной живописи П.С. Тюрина присутствуют только в четверике верхнего храма.

Наиболее сохранными являются несколько композиций: сцена «Небесной Иерархии» в северном лотке свода, посвященная Архангелу Михаилу, две большие композиции «Воскресение Христово» и «Поклонение волхвов» на южной и северной стенах и изображения ближайших учеников Иисуса, находящиеся в простенках окон нижнего яруса стен.

Несмотря на утраты, живопись верхнего храма, в том числе сохранившаяся на собранных с пола отдельных кусках, впечатляет необычностью иконографического состава композиций и совершенством технико-технологического исполнения.Роспись храма выполнена Тюриным в масляной технике в течение двух летних сезонов. За все время существования стенопись не поновлялась и не реставрировалась, лишь в барабане при выполнении строительных работ часть ее оказалась под слоем извести. Работая над фресками, Тюрин умело использовал особенности интерьера храма, учитывая всевозможные ракурсы и секреты храмового освещения. «В росписи Тюрина мы наблюдаем профессиональное владение объемной, пластически осязаемой формой, свидетельствующей о хорошем знании анатомии и значительных навыках работы на стене. Большое значение художник придает написанию лиц персонажей, вероятно, используя при этом практику работы над портретами. Он наделяет своих героев конкретными человеческими чертами. Особую важность живописец придает глазам, исполненным внутренней экспрессии и передающим глубину сакрального действа. Соединяя в одно целое талант монументалиста и мастерство портретиста, Тюрин воплотил в росписях храма свое понимание религиозности», – пишет в своем отчете художник-реставратор О.А. Соколова. Кого бы ни писал художник – апостола, ангела или херувима, – в каждом лике отражается индивидуальность автора, его размышления о жизни и поиске высшего идеала.

По материалам, предоставленным
художником-реставратором АУК ВО «Вологдареставрация»
Ольгой Соколовой

Вологда: монастыри и храмы города
Историко-культурное наследие
Культурно-познавательный туризм
Музеи Вологодской области