В деревне Кулемесово Вологодского района восстанавливается церковь Василия Великого на Едке – памятник архитектуры конца XVI века. Сегодня на восстановлении храма работают энтузиасты из Рязани, Москвы и Московской области.

Храм у дороги

Дорога к храму… Во все времена люди вкладывали в это словосочетание особое значение. Такая дорога – не просто указание, как добраться до места. Идущий по этому пути жаждет обрести цель своего существования, определить жизненное призвание. Поиск такой дороги нравственно возвышает, возносит жизнь на иную смысловую ступень. Отказываясь же ступить на такую дорогу, и человек, и общество чаще всего приходят в тупик. История России в ХХ веке хранит немало примеров этих нравственных тупиков, обозначившихся в то страшное время, когда храмы закрывались и рушились, когда ценность человеческой души, равно как и человеческой жизни, ни во что не ставилась. Свидетельств той эпохи и поныне великое множество. Церкви, построенные нашими предками, сегодня смотрят на нас пустыми окнами, безмолвно укоряя за небрежение и равнодушие. Бурный ХХ век срывал с них кресты, ломал иконостасы, увечил, разрушая стены и снося купола. Наше время убивает их забвением, безразличием и отсутствием раскаяния за содеянное в прошлом…

И все-таки находятся сегодня люди, стремящиеся восстановить разрушенные святыни. И есть храмы, к которым дорога привела таких людей. Один из них расположен в деревне Кулемесово Вологодского района. Это церковь Василия Великого на Едке.

Добраться сюда можно по Старо-Кириловской дороге, сегодня утратившей свое значение, а в старину имевшей статус «государевой». Именно по ней путешествовали русские цари, начиная с Ивана Грозного. По этой дороге он ездил в Кирилло-Белозерский монастырь поклониться мощам Преподобного Кирилла в благодарность за свое рождение.

Царский обоз не мог преодолеть за день больше 20 – 30 км, поэтому вдоль дороги обустраивались специальные «царские дома», где государь и его свита могли остановиться для отдыха. По всей вероятности, такой дом как раз и находился в этих местах, в имении помещиков Гробожиловых. А храм в имении был выстроен на царские деньги и под личным контролем государя: на это указывает корона, помещенная на кресте, и три короны на колокольне церкви.

Моего провожатого зовут Сергей Прошкин. Он юрист по образованию, живет в Рязани, но вот уже несколько лет занимается организацией работ по реставрации церкви в Вологодском районе. Во время путешествия по ухабистой сельской дороге Сергей рассказывает историю храма:

- Первое упоминание о храме относится к 1585 году. Именно этим годом датировано его изображение на иконе, повествующей о чуде с Иосифом Заоникиевским (Вологодским). По преданию, именно здесь ему явились Святые Бессребреники Косма и Демьян и указали место для основания Заоникиевской пустыни.

- Сергей, на Вологодчине много разрушенных храмов. Почему люди, приехавшие к нам из другого региона, выбрали для восстановления именно этот?

- Здесь крестили нашего духовного отца – отца Василия. Сейчас он служит в Рязанской области, а его духовные дети решили восстановить эту церковь. По благословлению батюшки Василия, его святыми молитвами, мы и приехали сюда. Храм действительно заслуживает быть восстановленным: посмотрите, какой он величественный! У нас уже и кресты поставлены – видите, красоты какой?

В это время дорога сворачивает, и перед нами открываются осенние золотые поля, и среди этих полей, словно корабль, высится белая церковь. Кресты на ней и в самом деле очень красивые: легкие, ажурные, словно это не металл, а вологодское кружево.

- И кресты, и купола восстановлены в точности такими, какими они были раньше: той же формы, того же размера. Восстанавливать кресты пришлось по фотографии, сделанной в 1970-е годы: в годы неверия они были сломаны, часть фрагментов похищена – вероятно, кто-то просто увез и сдал как металлический лом, - рассказывает Сергей. - Но отдельные фрагменты нам удалось разыскать и сохранить. Таким образом, в каждом из этих кованых крестов хотя бы часть старого, намоленного креста, да есть.

Мы выходим из машины и направляемся к храму. Сергей показывает, что уже удалось сделать реставраторам, попутно рассказывая об истории церкви:

- Судя по всему, храм строился в разные периоды времени и подвергался множеству переделок. Это подтверждают и исследования, проведенные по нашему заказу. К 1580 году, как видно на иконе Иосифа Вологодского, была построена небольшая одноэтажная двухстолпная церковь – таких в России очень мало. Вот эти завершающие «сухарики» (Сергей указывает на декоративные элементы по периметру первого этажа храма) были завершающими элементами строительства, в них крепился упор стропильной системы кровли. Второй этаж достраивался уже в XVIII веке. Часть притвора также была построена позднее – с фасада видна ее нестыковка со старой кладкой, здесь нет соединения, т. н. «перевязки». Внизу располагался престол Василия Великого. Когда пристроили второй этаж, верхний престол освятили в честь Святой Троицы. Алтарь делится на две части: правая освящена в честь святителя Василия Великого, а с левой стороны находится престол святителя Николая. Колокольня была построена ближе к XIX веку. В результате этот храм оказался одним из самых больших в Вологодском районе, по крайней мере, из сохранившихся на сегодняшний день.

Летопись варварских событий

После революции судьба храма оказалась не просто трагической, а мученической. Церковь, стоявшая на дороге, ведущей на Север, стала перевалочным пунктом, через который заключенных гнали на Соловки. Местные жители вспоминают, как в тридцатые годы рядом с храмом расстреливали «врагов народа».

- Местные жительницы, бывшие тогда совсем молодыми, рассказывали нам, как проходили расстрелы, - говорит Сергей. - Говорят, что здесь, рядом с храмом, было три колодца, в которые охранники скидывали трупы. Но сейчас никто не может точно указать место, где находятся эти захоронения…

Еще одно свидетельство той эпохи – надпись «Умираю, но не сдаюсь», обнаруженная в маленьком темном помещении внутри колокольни.

- Видите это окно вверху? - Сергей показывает на зарешеченное крохотное оконце на уровне второго этажа. - Там был сделан тюремный карцер.

Поднимаемся на колокольню в ту самую комнатку: узкую, темную, сырую. Даже до наступления холодов здесь очень неуютно. Вот и та самая надпись, выцарапанная на стене. А рядом – тюремный календарь: 17 продольных полос, 17 дней. Что стало с узником по истечении этого срока, можно только предполагать…

Суровое время не щадило ни людей, ни церкви. Храм был предан поруганию: кресты были сорваны, а белокаменные ступени входа разбиты, когда с колокольни сбрасывали тяжелые колокола…

- Разрушение начали с алтарной части, - Сергей продолжает горький рассказ о разрушении церкви. - С той стороны есть подъездная дорога, поэтому кладку подцепляли тракторами, дергали стены. Кирпич хотели использовать для строительства фермы, но кладка не поддавалась, крошилась большими глыбами – наши предки строили основательно. Тогда первый этаж церкви Василия Великого было решено использовать как овощехранилище.

Второй, неотапливаемый этаж храма использовался как пересыльный пункт. В те годы здесь случился большой пожар: чтобы как-то согреться, заключенные жгли костры, по случайности загорелся пол, а вслед за ним – величественный иконостас. Охранники на тот момент были пьяны, спасать заключенных никто из них не стал. Люди задыхались в дыму, многие погибли. После пожара трупы вынесли, где захоронение этих людей – никому не известно.

Возрождение

Сегодня на восстановлении храма работают энтузиасты из Рязани, Москвы и Московской области. Несколько раз сюда приезжали студенты Вологодского Института Бизнеса и воспитанники Вологодского детского дома №1. Сергей говорит, что молодые люди очень ответственно подходят к работе по возрождению церкви:

- Многие ребята курят, но приехав сюда восстанавливать храм, принимают решение не курить.

Ректор Вологодского Института Бизнеса Наталья Сергеевна Толоконникова убеждена, что субботники в церкви Василия Великого на Едке имеют огромное воспитательное значение – участвуя в них, ребята не только учатся быть одной командой, но и приобщаются к своим корням, своей истории, проявляют лучшие стороны своей души.

Приезжие из других регионов первое время жили в двух небольших вагончиках, поставленных тут же, неподалеку от храма. Грелись только электрическими обогревателями. В трапезной стояла металлическая печь, которая очень дымила. Зимой в помещениях температура была -16 градусов, когда начинали топить, через некоторое время она поднималась до -2. Вода в ведре за ночь покрывалась льдом. Но, несмотря на то, что работы начинались в таких тяжелых условиях, сделать удалось уже довольно многое.

На сегодняшний день волонтеры приступили к осушению стен, сделали отсыпку, почистили фундамент и верхние своды церкви. Начато восстановление сводов: за годы разрухи они были повреждены и людьми, и ветровыми нагрузками. Завершены обмазка барабанов и возведение куполов, сгоревших в результате пожара в 1990-е годы.

- В этом году нам удалось восстановить стены алтаря, - рассказывает Сергей. - Ширину стен алтарных сводов мы сделали такой, какой она была изначально, не стали отступать от строительного канона в конструктивной части. Если на сегодняшний день по нормативам достаточно толщины стены в два с половиной кирпича, то мы восстанавливаем стены такими, какие они были – толщиной 1 метр 30 сантиметров.

До завершения восстановительных работ еще далеко, но уже сегодня в церкви Василия Великого на Едке проводятся богослужения, молебны, панихиды. Со временем к храму вернется его прежнее величие, а люди, попадая в эти места, будут любоваться его красотой и великолепием.

Наталья МОЛЧАНОВА

Информация о восстановлении церкви Василия Великого на Едке на сайте Вологодской епархии

По вопросу оказания помощи в восстановлении храма в честь Святителя Василия Великого обращайтесь по адресу:
160532, Вологодский район, п/о Марино, село Кулемесово.
Тел.: 8-981-443-85-86, 8-910-642-74-53.

Вологда: монастыри и храмы города
Историко-культурное наследие
Культурно-познавательный туризм
Музеи Вологодской области