Спасо-Всеградский Обыденный собор

Спасо-Всеградский, Спасовсеградский, Спаса Всемилостивого собор, церковь Спаса Обыденного


Спасо-Всеградский собор на протяжении более 270 лет был главным духовным центром Вологды. Его сооружение относится к 1654 году. В вологодских летописях значится, что деревянная Спасская церковь построена гражданами Вологды в царствование Алексея Михайловича, когда город постигло тяжелое моровое поветрие. Во избавление от моровой язвы по обычаю тех лет за одни сутки (18 октября 1654 года) возвели деревянную церковь Спаса Всемилостивого. Храм назывался «Всеградским» и «Обыденным», что означало построение церкви всеми жителями Вологды за один день. В 1858 году в архиве Вологодской консистории был найден документ XVII века, подписанный горожанами, – общественный приговор, – согласно которому они и их потомки брали на себя обязательство вечно хранить нововозведенный храм Спаса Всемилостивого.

В 1654 году после возведения деревянной Спасской церкви один вологодский иконописец «обыденно» (за один день) написал икону Всемилостивого Спаса. Она быстро стала не только главной святыней храма, но и всего города.

Возведение каменной Спасской церкви стоит отнести к концу XVII века. В ряде документов указан 1688 год. Интересно то, что пока строился новый каменный храм, старая деревянная Спасская церковь стояла внутри строительной площадки, и церковная служба велась в ней непрерывно. В 1718 году каменная церковь украшена стенной росписью. На фресках паперти и самого храма были изображены сцены моровой язвы в Вологде и строительства обыденного храма. В 1720-е годы с южной стороны трапезной была пристроена теплая придельная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В течение XIX века храм достраивался и перестраивался многократно: приток средств на строительство и поновления главного храма города был исключительно велик.

В XIX веке главный всеградский праздник в Вологде отмечался 18 октября. В этот день, в праздник святого апостола и евангелиста Луки и в память о прекращении язвы 1654 года, совершался крестный ход в Спасо-Всеградскую церковь из Софийского собора.

Церковь Спаса Обыденного никогда не имела своего прихода, поскольку была главным храмом Вологды (кафедральный Софийский собор был главным в Вологодской епархии). В Спасовсеградской церкви принимали присягу все выбираемые руководители Вологды, проходили молебны, посвященные наиболее значимым событиям жизни Российской Империи и Вологодчины. Здесь на богослужении побывали императоры Александр I, Александр II, Великие князья Алексей Александрович, Владимир Александрович и Сергей Александрович Романовы. 28 июня 1896 года прибывший в Вологду протоиерей Иоанн Кронштадтский отслужил в Спасо-Всеградском соборе заутреню и обедню.

В 1895 году церковь получила статус собора.

В начале XX века внутреннее убранство собора было описано вологодским священником о. Сергием (Непеиным):

«Войдя в храм, прежде всего поражаешься его обширности. Пред взором открывается трапезная в 12 сажен длины при ширине в семь и вышине в четыре сажени со сводчатым потолком, поддерживаемым четырьмя столбами. Громадная арка соединяет трапезу с передним храмом. Новая иконопись в приделах и настенное письмо немало способствуют благолепию храма, в 1898 г. поновленного и украшенного уборкою. Работы по иконописи и живописи выполнены московским живописцем Ивановым. Прекрасно гармонирует с общим видом трапезы изящный плиточный пол. Переднего храма ремонт пока не коснулся. Общая сумма расхода по отделке трапезного храма достигает 18 тысяч. Из этой суммы часть отчислена от свободных церковных сумм, часть поступила от благотворителей, особенно от церковного старосты Я. А. Бурлова.

Главная святыня храма, икона Всемилостивого Спаса, помещается в переднем иконостасе на правой стороне от царских врат. Она небольших размеров, – в фут вышиною и называется в старых документах «штилистовою». Письмо иконы старинное греческое. Спаситель изображен стоящим с указующей долу десницею. В левой руке – Евангелие, разогнутое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися». Усердием благотворителей эта св. икона великолепно украшена золотою ризою и драгоценными камнями. Чеканка ризы выполнена по рисунку известного академика Ф. Солнцева в Санкт-Петербурге в 1856 году. Весу в ризе чистого червонного золота два фунта и сверх того четыре фунта серебра в доске, покрывающей бока и оборотную сторону иконы. По контурам изображения до 500 крупных жемчужных зерен. В венце Спасителя, в цате и других местах до 700 различных драгоценных камней. В нижней части ризы, по сторонам ног Спасителя в двух клеймах вычеканена летопись иконы: «начата бысть писатись сия икона образ Господа Нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде, в лето 7163, месяца октября в 23 день, на память Святого Апостола Иакова Брата Господня: того дни и написася сей образ Господень, благочестивыя державы царства Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея России Самодержца, в славу и хвалу Вседержителя Бога и всех святых, угодивших от века, аминь». Время составления этой летописи неизвестно: на самой иконе ее нет, a вместо нее написан тропарь: «С вышних призирая…» и кондак: «Возбранный воеводо…».

У нижнего края ризы в малом клейме вычеканена надпись: «Вера твоя спасет тя: иди в мире». Эта св. икона издревле называется и почитается чудотворною, хотя известий о чудесах от прежних времен и не сохранилось. Вологжане всегда к этой иконе имели особенное усердие и молились пред ней с необыкновенною верою. Каждодневно пред нею поются молебны усердствующими и часто она уносится по домам. Многие благочестивые семьи соблюдают обычай, свято поддерживаемый, в известный день непременно приносить эту св. икону к себе на дом для совершения молебствия. В честь этой иконы издревле установлен крестный ход в Спасскую церковь в день главного ее праздника, 18 октября. Она участвует во всех крестных ходах, бывающих в Вологде.

Из прочих св. икон замечательны по древности: икона Одигитрии местная, Всех скорбящих Радости, греческого письма. Тихвинской Божьей Матери, писанная в 1719 году, Благовещения, – писанная в 1647 году, крест, – сделанный из дерева от прежде бывшей первоначальной церкви, золотой крест, сканной работы, небольшого размера с частью ризы Господней и панагия, – неизвестного происхождения».

В феврале 1923 года комиссией Наркомпроса была разработана «Инструкция по распределению памятников по категориям». В соответствии с ней составлялись ведомости особо ценных церковных сооружений. Прочие признавались неценными. Была составлена такая ведомость и по Вологодской губернии, но собор в нее не попал.

25 мая 1924 года зампред Вологодского Губисполкома направил в Народный комиссариат юстиции письмо о закрытии и ликвидации некоторых вологодских храмов, находящихся на площади Революции, в том числе Спасо-Всеградского, с последующим открытием здесь Дома смычки города с деревней. Против этого протестовали не только приходские общины, но и Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с известным художником И. Э. Грабарем. Последний призывал «признать положение памятников архитектуры Вологды в высшей степени угрожающим и по мере возможности командировать на место архитектора для организации дела охраны архитектурных памятников города».

О бедственном положении был уведомлен ВЦИК и лично М. И. Калинин. Тот потребовал от Губисполкома соблюдения Декрета охраны памятников искусства старины и согласования действий с Главнаукой. Однако Губисполком стоял на своем:

«…в городе Вологде на площади более 3 кв. верст с населением до 50.000 человек насчитывается слишком 40 церквей и в силу последнего обстоятельства закрытие храмов на площади перед Домом Союзов не может отразиться на религиозных интересах верующих, Губисполком, идя навстречу желанию большинства граждан города, вынес постановление о закрытии этих храмов для использования их под культурно-просветительные учреждения и вместе с тем признает необходимым 2 церкви, которые не представляют никакой архитектурной ценности, сломать, как загромождающие площадь <...> Спасовсеградский храм использовать под театр. В. В. Костыгов. Протоколы заседаний архитектурно-реставрационного отдела Центральных государственных реставрационных мастерских...»

Собрание уполномоченных Спасо-Всеградского собора в виду предстоящего закрытия церкви 5 февраля 1925 года вынесло решение просить губисполком «обратить особенное внимание на единодушное желание народное (сохранить богослужение), так как храм – памятник возвышенного общего порыва усердия и труда – существовал «из роды в родов», ибо утрата его или изменение горькой скорбью отзовется у нынешнего верующего поколения, уже усвоившего сознанием принцип свободы совести». Однако, несмотря на многочисленные прошения, верующие во всех случаях получали отказ.

В 1925 году службы в Спасо-Всеградском соборе были прекращены. В помещении разместился городской Дом Искусств. В 1930-е обезглавленное здание с частично снесенной колокольней и главами было приспособлено под кинотеатр им. Горького с двумя кинозалами: большом в основном храме и малом в бывшем Тихоновском приделе.

В 1935 году властями было принято решение о сносе здания кинотеатра, однако что-то помешало его осуществить. Окончательно собор, несмотря на рекомендации специалистов поставить его на государственную охрану и наличие первичной документации об обладании зданием признаков объекта культурного наследия, был стерт с лица земли в 1972 году под предлогом ветхого технического состояния здания. К тому времени кинотеатр Горького переехал в специально построенное для него здание на улице Пушкинской и получил новое название «Имени Ленинского комсомола». Стены «ветхого» строения совсем не поддавались разборке, поэтому использовались танки, предположительно потому, что стены собора оказались слишком крепкими для подрыва взрывчаткой.

Через несколько лет после сноса собора – в 1974 году – Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «Спасо-Всеградский собор, 1688 г., каменный, Вологда, пл. Революции, 1» был поставлен на государственную охрану как памятник федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1997 № 452 исключен из перечня объектов федерального значения в связи с полной утратой.

В 1998 году на месте алтарной части Спасо-Всеградского собора установлен Поклонный крест. Около него возобновлены службы в память об октябрьских событиях 1654 года.

Фильтр:

Спасо-Всеградский Обыденный собор на карте:

г. Вологда, пл. Революции.

Дополнительная информация:

Собор утрачен. На месте алтарной части бывшего храма установлен Поклонный крест.

© 2012–2015 Информационно-аналитический центр культуры