Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь, Прилуцкий монастырь


Спасо-Прилуцкий мужской монастырь – один из крупнейших, богатейших и влиятельнейших монастырей Русского Севера. Основан в 1371 году (по мнению ряда исследователей – в период с 1377 по 1393 год) учеником Сергия Радонежского преподобным Димитрием Прилуцким. Находится на северо-восточной окраине города Вологды, на левом берегу реки Вологды. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой он непосредственно и расположен.

Архитектурно-художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на Русском Севере: с XVI по XVIII век включительно.

Димитрий Прилуцкий (начало XIV века – 11 февраля ок. 1406) – монах, чудотворец, Святой Русской Православной Церкви в лике преподобных. Дни памяти по юлианскому календарю: 11 февраля (преставление), 3 июня (сретение образа). Ежегодно 3 июня (16 июня по новому стилю) в день памяти преподобного проводился общегородской крестный ход из Вологды в Прилуки и вокруг обители. В конце ХХ века традиция проведения крестных ходов в Прилуках была восстановлена.

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в деревне Веслево под Переславлем-Залесским. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, С тех пор неоднократно беседовал с преподобным и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал воспреемником (крестным) детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского Димитрий решил удалиться в глухое место, бежав от «славословия и восхваления» вместе с учеником Пахомием. Отправились они на Север, в сторону «Холодного моря».

В вологодских лесах, в Авнежской округе у реки Лежа, они собирались построить храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю, однако местным жителям приход старца пришелся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и селами нашими…». Пустынники вынуждены были отправиться дальше.

Остановились они на берегу реки Вологды в заречной части города Вологды ниже по течению от городища. Позднее на этом месте вологжанами была возведена церковь Дмитрия Прилуцкого – ныне подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Дмитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря», – говорится в житии преподобного. Однако близость шумного города пришлась не по душе монахам – они снова двинулись путь.

В пяти верстах к северу от города, в излучине реки Вологды, Дмитрий решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. Жители окрестностей согласились оказать помощь.

Из Жития преподобного Дмитрия Прилуцкого:«Тамошние христолюбивые жители – муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг – подарили Димитрию по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. Ради любви к нему и ради благословения пренебрегли они даже засеянным полем с уже взошедшими озимыми, позволив вытоптать ниву, чтобы поставить церковь Божию».

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящен в 1371 году в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов. Идея основания под Вологдой монастыря нашла поддержку у великого князя Дмитрия Донского.

Многие из учеников Димитрия перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой Лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введен общежительный устав.

Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.

Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля 1406 года и был погребен у южной стены деревянного Спасского храма. Перед своей смертью, которую он предсказал, Дмитрий благословил «игуменом быть моему брату и сыну духовному Пахомию».

Чудеса от мощей святого Дмитрия начались в 1409 году, а в XV веке почитание его распространилось по всей Руси.

Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Известный дореволюционный историк С. М. Соловьев в труде «История России с древнейших времен» указывает, что Дмитрий Прилуций построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Москвы в Кириллов и Белозерск, в важнейшие центры международной торговли XVI века – Холмогоры и Архангельск. От стен монастыря начиналась дорога в сторону наиболее доходных промыслов средневековья: солеварения (Тотьма и Сольвычегодск) и промысла рыбы и пушнины (весь север). Поэтому Спасо-Прилуцкий монастырь находился под покровительством московских великих князей: Василия Темного, его сына Андрея Меньшого, удельного князя Вологодского, и Великого князя Ивана III, которые устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины.

Великий князь Московский Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Димитрия Прилуцкого, написанную иконописцем Дионисием. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув ее 3 июня 1503 года монастырю. В настоящее время эта икона находится в экспозиции Вологодского музея-заповедника, а в монастырь передан ее точный список.

В 1528 году в Спасо-Прилуцком монастыре Великий князь Василий III и его супруга Елена Глинская молились о даровании наследника. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные села и деревни на пять лет от всяких податей. В 1537-1542 годах Спасский собор был возведен в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря (в настоящее время находится в экспозиции Вологодского музея-заповедника).

Монастырь использовался и как место ссылки. В 1493 году сюда Великим князем Иваном III были заточены княжичи углицкие Иван и Дмитрий – сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался в оковах в 1523 году (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья похоронены в монастыре рядом.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освященной на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома.

Знаком влиятельности Спасо-Прилуцкого монастыря стало участие его игуменов Гурия и Кирилла в Московских соборах для избрания государей: в 1598 году – Бориса Иоанновича Годунова, в 1613 – Михаила Федоровича Романова. В 1651 году игумен Серапион Казанец посвящен был в Москве в сан архимандрита. В следующем году он сопровождал Новгородского митрополита Никона (будущего Всероссийского Патриарха) в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Сан архимандрита сохранялся за всеми последующими настоятелями обители.

Первые каменные строения на территории монастыря – Спасский собор, надвратная церковь Вознесения и трапезная палата с церковью Введения – были возведены в XVI веке. Спасский собор Прилуцкого монастыря продолжает линию московской архитектурной школы: пятиглавие, высокий подклет, двухъярусная галерея и два ряда закомар. Декоративные мотивы Спасского собора повторяются в орнаменте надвратной церкви Вознесения и Введенской церкви.

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1612 году на него напали отряды поляков-литовцев под руководством гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Была разграблена монастырская казна, сожжены архивы, в трапезной сожжены 59 монахов.

Вскоре монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами – стоял в монастыре девять дней. «Защитники» угоняли монастырский скот, грабили имущество, мучили монастырских крестьян, пытаясь добыть сведения о спрятанном имуществе.

После разорений начала XVII века в монастыре возобновляется интенсивное строительство, при этом, как и во многих других монастырях, особое внимание уделяется оборонительным сооружениям: возводятся мощные стены и башни. Кроме того, в этот период строится новая колокольня – главная высотная доминанта комплекса, а также хозяйственные и жилые постройки.

Восстановившийся после разорения к концу XVII – началу XIII века монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, крупнейшим землевладельцем и торговцем солью. Спасо-Прилуцкий монастырь имел вотчины в окрестностях Вологды, Грязовца, Кадникова, а также подворья в Москве («дом и каменная церковь Собора Иоанна Предтечи с приделом Димитрия Прилуцкого на Варварском крестце») и в Вологде (на месте Дома губернатора), которые использовались для складирования и продажи соли. Всего в это время у монастыря было девять сел, в них семь церквей, четыре сельца и 88 деревень, в них 2819 душ крестьян. Помимо вотчин, с XVI века монастырь владел соляными варницами в Тотьме, Сольвычегодске и при реке Уне, на которых ежегодно вываривалось более 14 тысяч пудов соли. Кроме солеварения, монастырь имел на реке Вологде две мукомольные водяные мельницы и две рыбных ловли (на реке Лосте и на озере Оназимском).

В конце XVIII века Святейший Синод причисляет обитель к монастырям второго класса.

Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы.

Спасский собор реставрирован в 1813-1817 годах. В ходе восстановительных работ устроен новый иконостас, заменены поврежденные пожаром главы, которым приданы барочные кувшинообразные формы.

В 1824 году у гробницы преподобного Димитрия молился император Александр I.

Монастырь прежде обладал богатейшей библиотекой. Большинство древних рукописных книг (например, житие преподобного Игнатия XVI века) было изъято в столичные собрания еще в XIX веке. «Бесцеремонное отбирание» книг прекратилось только после соответствующего указа Синода от 1890 года, на момент которого в монастыре еще сохранялись несколько книг XV-XVI веков.

Из архимандритов монастыря были рукоположены в епископы Тотемские, викарии Вологодской церкви: Павел Попов (1868-1874), Варлаам Чернявский (1875-1876); в епископы Измаильские Неофит Следников (1913-1918). Настоятели Прилуцкой обители Неофит Следников и Нифонт Курсин были представителями от монастырей Вологодской епархии на Монашеских съездах, проходивших в Троице-Сергиевой Лавре в 1909 и 1917 годах. В начале ХХ века монастырь, славившийся своей благотворительностью, имел приют для детей-сирот, школу, гостиницу для богомольцев, столярные мастерские.

В 1898 году в непосредственной близости от монастыря (параллельно юго-восточной стене) прошла узкоколейная железная дорога Вологда – Архангельск. Через реку Вологду был построен временный, с деревянными устоями, мост. В 1913 году его заменили постоянным с металлическими фермами на каменных устоях. Железная дорога внесла свои коррективы в тихую жизнь монахов, однако после строительства пассажирской платформы значительно увеличилось число паломников обители. В 1913 году по железной дороге на богомолье в Прилуки приезжала Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Федоровны, вдова Великого князя Сергея Александровича, убитого в 1905 году. В конце XX века преподобномученица Елизавета Федоровна причислена к лику святых.

«Внешний вид Спасо-Прилуцкого монастыря, – написал в начале ХХ века архимандрит Анатолий, повествуя об истории обители, – с величественными в нем зданиями храмов, настоятельскими и братскими келиями, окруженного высокими стенами и башнями и расположенного среди значительного села Прилуцкого, представляет, можно сказать, Троице-Сергиеву Лавру и Сергиев Посад в миниатюре». Внешнее сходство напоминает о духовной дружбе основателей этих монастырей – игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского и преподобного Димитрия Прилуцкого.

В 1918 году Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт. Имущество его было описано и частично конфисковано, часть помещений передана под нужды красноармейцев. Во время Гражданской войны в башнях монастыря устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря своевременно принятым мерам начавшийся однажды пожар не привел к уничтожению памятника. Весной 1922 года жители Прилук и близлежащих деревень просили разрешения разобрать стены монастыря на кирпичи; ходатайство, однако, было отклонено.

Чтобы избежать дальнейшее осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель архимандрит Нифонт (Курсин) организовал при бывшем монастыре в селе Прилуки церковную общину из местных жителей.

С 1919 по 1923 год в монастыре проходили изъятия церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. В один из дней 1923 года из монастыря вывезли более двух пудов серебра.

В августе 1924 года договор с православной общиной был расторгнут, а свободный проход на территорию монастыря закрыт. Закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму. Церковные предметы, представляющие исторический и искусствоведческий интерес, переданы в Вологодский музей, прочее имущество – различным учреждениям.

С середины 1920-х годов все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви в 1927-1928 годах, уже после разборки купола, был устроен киноклуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания бывшего монастыря занимали дом инвалидов, тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.

В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага. Некоторые репрессированные оставили воспоминания о своем пребывании в Прилуках.

В 1940-1960-х годах на территории монастыря располагались военные склады. Спасский собор был переделан под жилье. С 1960-х разрушающиеся постройки монастыря начали реставрировать. В ходе реставрации многим памятникам возвращен первоначальный облик XVI–XVII веков. Так, кувшинообразные барочные формы глав Спасского собора и церкви Вознесения были заменены на шлемовидные. Реставрация коснулась и покрытия храмов. Было восстановлено позакомарное покрытие Спасского собора и покрытие по кокошникам Вознесенской и Введенской церквей.

В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

В августе 1990 года Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году в Прилуках вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), Спасо-Прилуцкий монастырь полностью возвращен Русской Православной Церкви. Дважды, 13-14 августа 1992 года и 16-17 июня 2007 года, монастырь посещал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В 1993 году монастырь вместе с селом Прилуки включен в черту города Вологды (ныне ул. Монастырская, 2).

В 1990 – 2000-е годы в монастыре возродилась монашеская жизнь, осуществлен ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме Спасского собора, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделаны медные и железные кровли.

В обители имеется несколько мастерских: свечная, столярная, иконописно-реставрационная и ставленическое отделение Вологодского православного духовного училища, готовящего будущих священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархии. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

При монастыре действует монастырская воскресная школа и подворье в Вологде – храм преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке (Набережная VI Армии, 121).

Настоятелем монастыря является священноархимандрит обители Вологодский и Великоустюжский архиепископ Максимилиан. Наместник – игумен Дионисий (Воздвиженский).

В восстановлении монастыря большую помощь оказывают Правительство Вологодской области и Попечительский Совет, куда входят руководители ряда крупных вологодских предприятий.

 

В архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря входят объекты историко-культурного наследия XVII–XIX веков. Самым старым памятником является каменный пятиглавый Спасский собор (1537–1542 годы) и деревянная шатровая Успенская церковь (первая четверть XVI века), перенесенная в Спасо-Прилуцкий монастырь из Александро-Куштского монастыря (ныне территория Усть-Кубинского района).

Говоря о других постройках монастыря, следует сказать, что первые хозяйственные постройки монастыря были деревянными и, в основном, они были уничтожены во времена Смуты. Строительство каменных келий и других вспомогательных построек началось с 1645 года.

Древненастоятельские кельи, обращенные фасадом к Спасскому собору, примыкают к трапезной Введенской церкви. Это двухэтажное каменное строение с кирпичными сводами. В подклетном этаже здания находились кладовые и погреба с кухней. На верхнем этаже размещались покои архимандрита, соединяющиеся крытой галереей с трапезной церкви Введения и Спасским собором. В XVII веке кельи были существенно перестроены и расширены. При этом фасад украсили фигурные наличники оконных проемов и ниши-ширинки на лопатках, появилось оригинальное крыльцо с западной стороны.

Зимние настоятельские кельи (каменные келарский корпус и сушило) построены не позднее 1675 года у западной стены ограды к юго-западу (слева, если смотреть изнутри монастыря) от надвратной Вознесенской церкви. Первый этаж был жилым. В сушило (второй этаж) хранилось сено. В 1718 году здание перестроено под зимние настоятельские кельи, а в 1893 году превращено в монастырскую гостиницу. В настоящее время зимние кельи отреставрированы. В сушило открыт зал для проведения епархиальных собраний, конференций и научных чтений.

«Две казенные кельи о два житья, а перед кельями и на монастырь крыльцо каменное с лестницею» – Летние настоятельские кельи – существовали в монастыре с середины XVII века. Другую часть здания, вытянутого в сторону северо-востока, составляли четыре одноэтажные братские кельи с сенями, построенные в 1645 году ярославскими каменщиками Иваном Сергеевым по прозвищу Сено и Титом Ивановым по прозвищу Балаш. В XVIII веке здание перестроено и объединено с братскими кельями в единый большой корпус, сохранив лишь отдельные прежние детали на фасаде со стороны Казенного двора. Между летними кельями и Святыми воротами в середине XVII века сооружены ворота Казенного двора. Они также сохранили ряд фрагментов древней архитектуры.

Братские кельи – двухэтажное строение, вытянутое параллельно северо-западной стене монастыря в продолжение летних настоятельских келий. Ранее являлось больничным корпусом. Строительство их началось в XVII веке, а закончилось в 1790 году. С востока к корпусу келий в 1721 году была пристроена Всехсвятская церковь.

К северо-востоку от надвратной церкви Введения (справа, если смотреть изнутри монастыря) располагается здание монастырских кладовых. Дата их постройки – не позднее 1675 года. Здание представляет собой как бы двухъярусную галерею. Внутренний фасад выходит на Казенный двор – узкий внутренний дворик между северо-западной стеной монастыря и длинным зданием летних настоятельских келий. Нижний ярус образуют две пологие арки и находящийся посредине высокий дверной проем с лестницей наверх, обрамленный нарядным наличником с пилястрами и килевидным архивольтом. Второй ярус образован маленькими оконцами, разделенными пилястрами, тянущимися до карниза. Посредине между пилястрами над входной аркой – окошечко с наличником.

Стены, башни и ворота. До середины XVII века монастырь был окружен деревянной оградой, каменными были только Святые ворота с надвратной церковью и часть примыкающей к ним северо-западной стены. В 1640–1650-е годы возведены новые кирпичные стены. Согласно царской грамоте 1644 года, монахам было дано право делать кирпич безоброчно. Строительство завершилось в 1656 году.

В плане стены образуют неправильный многоугольник, напоминающий трапецию, общей протяженностью 950 метров с башнями по углам и в середине юго-западной стены. В северо-западной стене имеется въезд в монастырь через Святые ворота с надвратной церковью Вознесения. Толщина стен превышает 2 метра, высота на юго-восточной и северо-восточной сторонах, обращенных к дороге, доходит до семи метров. Юго-западная стена, обращенная к реке Вологде, самая низкая.

Всего монастырь имеет 5 башен:

– Белозерская (северный угол),

– Вологодская (восточный угол),

– Южная (южный угол),

– Мельничная (западный угол),

– Водяная (в середине юго-западной стены).

Высокие и мощные башни на северном (Белозерская), восточном (Вологодская) и южном (Южная) углах ограды сильно выступают за линию стен. Они имеют 16 граней и, вероятнее всего, задумывались как главные оборонительные сооружения монастыря. Башни имеют несколько ярусов бойниц и приспособлены к круговой обороне. В стенах между башнями также устроены бойницы: арочные нижние – для подошвенного боя, длинные тонкие в среднем ярусе и косые и узкие в верхнем ярусе – для верхнего боя. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стен устроена площадка, служащая ходом по периметру ограды и позволявшая вести верхний бой. В юго-восточной и северо-восточной частях ограды были устроены так называемые «мешки» – каменные столбы с узкими помещениями внутри, которые служили для хранения пороха и других боеприпасов. Со стороны реки Вологды перед юго-западной стеной устроен земляной вал. Завершение стен сплошное, не расчлененное на отдельные зубцы. Башни изначально венчали деревянные шатры со смотровыми вышками, которые в XVIII веке были заменены фигурными кровлями. В ходе реставрации 1950-1960-х годов Белозерская и Вологодская башня покрыты тесом (остальные имеют металлическую кровлю).

Грани Белозерской, Вологодской и Южной башен в XIX веке были выкрашены в белый, желтый и оранжевый цвета. Остальные башни и стены, по традиции, побелены. Кроме Святых и Водяных ворот, в обитель ведут Малые ворота в северо-восточной стене (не используются).

Стены и башни монастыря имеют различную архитектурную обработку. Монументальные Южная и восточная Вологодская башни выделяются не только своими большими размерами (около 20 м), но и декоративной обработкой зубцов. Мельничная башня имеет 8 граней и отличается подчеркнутой декоративностью – грани выделены сложными полуколонками, на которые опирается аркатурный пояс, с полукружиями последнего выше перекликаются трехчастные ниши и бровки над верхними бойницами. Нижние бойницы украшены обрамлениями в виде двухуступчатых кругов. Небольшая четырехгранная Водяная башня была когда-то проездной. Завершена она деревянным шатром с металлическим покрытием и имеет небольшой караульный чердак.

 

 

 

 

 

Фильтр:

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь на карте:

г. Вологда, ул. Монастырская, 2

Дополнительная информация:

Действующий православный мужской монастырь. Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 подтверждено отнесение архитектурного ансамбля Спасо-Прилуцкого монастыря, XVI–XVII вв., к категории объектов историко-культурного наследия федерального значения.

© 2012–2015 Информационно-аналитический центр культуры