Михаил Соловьёв: «Раньше я был “человеком в джинсах”, а теперь я “человек в галстуке”»

2012 Зима

Светлана Гришина

Михаил СоловьёвМихаил Юрьевич, у всякого профессионально состоявшегося человека принято спрашивать о том, с чего он начинал, как определился с выбором специальности, как достиг успеха. Вы в свои 35 лет стали директором крупного учреждения – Дворца металлургов, известного по всей области и за её пределами своими творческими коллективами. Расскажите, как складывался Ваш профессиональный путь.

Если следовать классическим канонам жанра биографии, то надо, наверное, начать с самого детства? (Смеется) Ну так вот. «Творческую жилку» мне помогли развить мои родители, отдавшие меня в четвертую музыкальную школу Череповца, в класс баяна. Кроме того, мой отец и дядюшки отлично играли на вологодской гармони. Подростком закончив «музыкалку» и учась в средней школе, я был принят на работу в Череповецкое музейное объединение, в фольклорный ансамбль «Крáсота». Мы участвовали в проведении фольклорных праздников в рамках музейных программ. После окончания школы в 1995 году, естественно, встал вопрос о выборе профессии. По настоянию мамы, которая считала, что, живя в промышленном городе, мужчина должен иметь техническую специальность, я поступил в Череповецкий индустриальный институт (ныне – Череповецкий государственный университет). Но студентом механико-металлургического факультета я пробыл недолго: с высшей математикой и начертательной геометрией отношения у меня не сложились – ну не моё это было!

А что же было «Ваше»?

«Моё» было другое: одновременно с поступлением в Индустриальный институт я поступил в Череповецкое отделение Царскосельского филиала Санкт-Петербургской академии театрального искусства «Интерстудио». Это отделение существовало на базе Дворца металлургов, в культурно-оздоровительном центре «Атлант», при Русском Национальном театре. Идейным вдохновителем и создателем отделения был художественный руководитель театра, ныне народный артист России Евгений Павлович Максимов. Набран был целый курс, и учились мы по специальности «Актер музыкального театра». У нас преподавались те же предметы, что в самой академии: классический танец, народная хореография, сценическая речь, актерское мастерство, вокал, пластика. Среди наших педагогов были многие известные ныне в культурных кругах личности. Мастером курса был Леонид Витальевич Туманов, ставший режиссером-постановщиком нашего дипломного спектакля «Сестра моя русалочка» по пьесе Надежды Разумовской. Мы принимали участие во всех постановках Русского Национального театра. Помимо всего этого, дважды в год, зимой и весной, на два месяца выезжали на сессию в Санкт-Петербург, где с нами работали педагоги академии.

В роли ведущего. Фото из личного архиваТеатральную академию я закончил в 1999 году и сразу же поступил на заочное отделение Санкт-Петербургского государственного университета им. Крупской, на специальность «Режиссура массовых мероприятий». По окончании первого курса меня призвали в армию.

После службы я около года работал в молодежном театре «Пластилин», которым руководил Леонид Туманов. Участвовал в постановке детских спектаклей «Жила-была сыроежка» (сейчас он идет на сцене Камерного театра), «Три поросенка» и «Пластилиновые фантазии». А потом в моей судьбе произошел «поворот» в сторону Дворца металлургов: в 2002 году директор Дворца Анатолий Андреевич Агеев пригласил меня на работу в качестве режиссера-постановщика зрелищных мероприятий. Я работал и параллельно учился в университете, который закончил в 2004 году.

Мероприятие на заводе. Фото из личного архиваВаши профессиональные обязанности тогда были совершенно другими, нежели сейчас…

Конечно! Что я только не ставил! Команда режиссеров Дворца занималась организацией и проведением театрализованных представлений и юбилейных вечеров цехов «Северстали», программ для промышленных выставок в Москве и ресторанных программ, праздников на открытом воздухе и выездных мероприятий в городах, где работали предприятия – партнеры «Северстали». Не говоря уже о Дне металлурга, святом для всех нас празднике, когда готовилась и большая программа на стадионе, и уличные шествия, и массовые мероприятия на площадях и в спортивно-концертных залах.

«С Новым годом!» Фото из личного архиваРежиссером я работал порядка пяти лет – работал с огромным желанием и энтузиазмом. Видимо, меня заметили, и в 2007 году мне предложили место заместителя директора Дворца металлургов по планированию и творческим вопросам. Но творческую работу я не бросил: выходил на сцену в качестве ведущего мероприятий. Конечно, это очень сложно – быть одновременно ведущим и заместителем директора. Для выхода на сцену нужен определенный эмоциональный настрой, нужно хотя бы два-три часа, чтобы вчитаться в сценарий, настроиться на общение с залом. Выкроить время удавалось далеко не всегда, и мне зачастую казалось, что я несу зрителям не то, что нужно: какие-то административные проблемы крутятся в голове, и это мешает творчеству, мешает дарить людям радость. Ловил себя на мысли, что улыбка у меня со сцены какая-то неискренняя...

В 2009 году Дворец металлургов из ведомственного учреждения стал муниципальным. Но пресловутый кризис мы преодолели. А в марте этого года я стал директором Дворца металлургов.

Как Вы восприняли это – как желанный переход на более высокую ступень карьеры или как необходимость?

Знаете, я никогда не мечтал об административной работе, не «рвался» ни в замы, ни в директора. Всегда считал, что я работаю для людей и ради людей. Но руководить таким большим Дворцом, у которого, помимо основного здания, семь филиалов, лично для меня очень почетно. Думаю, что у меня это получается, и мне приятно сознавать, что я вношу свою лепту в развитие культуры родного города.

Сколько коллективов работает сейчас на базе Дворца металлургов?

Наши коллективы – это шоу-балет «Магия», цирк «Супер-Скок», танцевальный клуб «Мальвина», хор ветеранов войны и труда, молодежный русский оркестр, детский эстрадный ансамбль «Мистер Жук», детский хореографический коллектив «Горошинки», школа-студия «Тодес». Отдельный блок – это солисты Дворца, у нас их четверо. Всего у нас девять коллективов, и при каждом из них, за исключением солистов и хора ветеранов, есть школы, и довольно многочисленные. В «Мальвине», например, занимается порядка ста с лишним детей, в «Магии» того больше. В цирке меньше, но там своя специфика: занятия проходят с каждым ребенком индивидуально. Подрастает новое поколение молодежного русского оркестра. В филиалах Дворца – клубах по месту жительства – работает огромное количество различных кружков, центр народного творчества «Феникс», культурно-оздоровительный центр «Атлант», Центр эстетического развития, центр детского музыкального искусства «Камертон», детский клуб «Звезда». С одной стороны, мы готовим кадры для своих коллективов. С другой стороны, обучение, организация детского досуга – это одна из основных наших задач, не менее важная, чем реализация творческих программ. Мы должны занять детей и подростков чем-то полезным, чтобы они не слонялись по улицам, не стояли в подъездах…

Удается ли Вам сейчас совмещать административную деятельность с работой режиссера?

Практически нет. Конечно, заказчик любого мероприятия сначала приходит ко мне, и мы обсуждаем, как оно будет сделано, чем наполнено, пытаемся найти что-то интересное, чем одно мероприятие отличается от другого, – то есть частично работу режиссера я, конечно, выполняю. Но так, чтобы писать сценарии, формировать окончательные программы – этим я уже не занимаюсь и на сцену почти не выхожу.

А Вы не жалеете об этом?

На больное место наступаете… Жалею, очень жалею! Выходя на сцену, ты не только отдаешь, но и получаешь: отдаешь свой талант, труд, эмоции, а получаешь искренний отклик и благодарность зрителей. Это необыкновенно мощная эмоциональная энергетика. Мне очень хотелось бы выходить на сцену, но как «человек в галстуке» я не могу этого делать. Когда я был «человеком в джинсах», это воспринималось по-другому...

В кругу семьи. Фото из личного архиваРабота директора Дворца наверняка оставляет очень мало свободного времени. Как Ваша семья относится к тому, что Вы – директор?

Думаю, что гордятся! Во всяком случае, относятся с пониманием. Моя жена Марина так же, как и я, работает в сфере культуры. Мы познакомились во время учебы в театральной академии – она тоже актер музыкального театра. Но она, помимо академии, закончила хореографическое училище в Архангельске и решила посвятить себя детям – руководит детским хореографическим коллективом «Лабиринт» в одном из наших клубов по месту жительства, там у нее более 120 воспитанников.

С сыновьями. Фото из личного архиваСвою семью я очень люблю. И ту, в которой родился и вырос, и ту, которую создал сам. Я с уважением, признательностью и благодарностью отношусь к своим отцу и матери, которые сыграли в моей жизни огромную роль, дали мне возможность реализовать себя. Особенно люблю своих парней. Старшему, Арсению, исполнилось девять лет. Он не пошел по стопам родителей – активно занимается спортом: баскетболом, плаванием. Младший, Никита – ему четыре с половиной года – наоборот, творческого склада человечек. Он занимается сейчас в ансамбле «Мистер Жук», первый раз вышел на сцену в три года… Для меня как директора Дворца, когда с утра до вечера я нахожусь здесь, на работе, дом и семья – это очень важно. Важно знать, что есть место, куда я могу вернуться, где живет доброта, преданность, надежность и участие.