Музыкальный азарт Натальи Баулиной

2012 Зима

Ирина Сорокина

На гармошку, на двухрядку я ромашку положу,
«Веселее играй сегодня» – гармонисту закажу…

За что любят народную песню?.. За широту размаха, за полноту чувств, за искренность и душевность… Многие артисты начинают свой творческий путь именно с народной песни, которая позволяет исполнителю раскрыть свои вокальные возможности и постичь накопленную поколениями мудрость. Для солистки Череповецкого филармонического собрания Натальи Баулиной народная песня стала «путеводной звездой» в творчестве.

Там музыка мне сердце бередила и в выси недоступные вела

Наталья БаулинаЯ родилась в небольшом поселке Чёбсара Шекснинского района, с восьми лет начала заниматься в музыкальной школе. Будучи довольно активным ребенком, интересующимся всем вокруг, я не смогла ограничиться изучением инструмента – душа просила песен. Непреодолимое желание петь привело меня в фольклорный ансамбль «Дарёнки», созданный при музыкальной школе. В течение нескольких лет мы изучали фольклор, собирали песни, выступали – не только в родном поселке и районном центре, но и в разных уголках области. В этом году, кстати, «Дарёнки» отметили свое 25-летие.

В музыкальной школе я успела освоить два инструмента – домру и фортепиано, но петь мне всегда нравилось больше. Потом я решила продолжить музыкальное образование и поступила в Череповецкое училище искусств и художественных ремесел имени Верещагина на отделение «Хоровое дирижирование» по специальности «Руководитель народного хора, ансамбля». С первого курса сразу влилась в профессиональный студенческий  коллектив «Крáсота» под управлением Светланы Юрьевны Сотниковой. Мы занимались восстановлением обрядов, проведением тематических концертов для детей, участвовали в городских мероприятиях. Это тоже был очень полезный в профессиональном плане опыт. Затем я поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных на отделение «Дирижирование народным хором». Там я училась заочно и в итоге привезла из Москвы красный диплом.

Спасибо тем, кто рядом был

Мне очень повезло в том, что на каждом жизненном этапе рядом со мной всегда оказывались люди, которые меня поддерживали, у которых я научилась чему-то важному. Это руководители ансамбля «Дарёнки» Елена Витальевна Лебедева и Марина Станиславовна Козырева – вся моя творческая жизнь в школе была связана с ними. Это педагоги училища Светлана Юрьевна Сотникова и Геннадий Федорович Голубев. На работу в Городское филармоническое собрание меня пригласил его директор Владимир Иннокентьевич Полутов, за что я ему очень благодарна. Он до сих пор остается моим «наставником»: многое объясняет, помогает посмотреть на себя со стороны, увидеть, что получилось, а над чем еще стоит поработать… Вообще, со временем начинаешь понимать, что помощь людей, которые помогли тебе состояться в профессии, неоценима.

Растворяюсь, тону в тайной магии песенных слов

На сцене Череповецкого филармонического собрания я начала выступать в 2001 году, еще будучи студенткой первого курса Гнесинской академии. Здесь я почувствовала себя настоящей артисткой: у меня появились первые сольные программы, сформировался круг поклонников. И сегодня, благодаря накопленному опыту, я выхожу на сцену и знаю, чего ждет от меня мой зритель. Я пытаюсь найти ключик к каждому, будь то ребенок или человек зрелого возраста. Для меня, как для любого артиста, очень важна ответная реакция зала, и то, какой она будет, зависит от моей искренности, от того, насколько глубоко я сама прочувствовала песню, которую исполняю… Когда я работала в паре с гармонистом Геннадием Голубевым, он научил меня подходить к фольклору не просто эмоционально, а по-философски, вдумываясь в каждую строчку.

В филармоническое собрание меня пригласили именно потому, что зрителями хотелось слушать народные песни. Я работала с разными аккомпаниаторами (тогда у нас было трио баянистов «Концертино»), выступала с большими коллективами – молодежным оркестром под управлением Григория Хинского, Губернаторским оркестром русских народных инструментов под управлением заслуженной артистки России Галины Перевозниковой. Сегодня пою с ансамблем народных инструментов «Гобелен».

Сейчас я активно занимаюсь детскими программами по народным календарным праздникам. У нас есть три таких проекта – «Осенины», «Зимушка-зима» и «Весна-веснянка». Это театрализованные музыкально-игровые  представления для дошкольников и младших школьников. Программа «Осенины» радует наших юных зрителей уже восемь лет. Этот музыкальный спектакль мы показали больше 70 раз, его посмотрело уже не одно «поколение» ребятишек.  

Еще один успешный проект, в котором я участвую вместе с Татьяной Дурновой и Еленой Кузьминой, – литературно-музыкальная композиция по стихам Николая Рубцова «Вечен час прощальный». Эту программу мы показываем в Череповце четвертый год, недавно выступали с нею на закрытии фестиваля литературного театра «Кот-баюн».  

К работе в любом музыкальном проекте я подхожу с энтузиазмом, можно сказать, с азартом: всякий раз хочется попробовать свои силы в чем-то новом, обнаружить в себе новые возможности.

Мне музыка в душу лилась

Любая концертная программа для меня – это не просто «пришел и выступил». Нужно подобрать тематику, интересную и мне, и зрителю, а потом подготовить целую театрализацию. Сейчас у меня вовсю кипит работа над новой сольной программой, которую я планирую представить в конце февраля – начале марта 2013 года.

Сегодня я немного отошла от фольклора – меня больше привлекают авторские произведения, стилизованные под народные. Это песни Григория Пономаренко, песни из репертуара таких исполнительниц, как  Валентина Толкунова, Ольга Воронец. Главное в выборе той или иной композиции, чтобы она пришлась мне по душе, тогда и до слушателей я постараюсь донести всю глубину ее содержания. Зрителя всегда можно увлечь, если он почувствует твою внутреннюю заинтересованность. Приведу такой пример. Придя работать в филармоническое собрание, я столкнулась с тем, что слушатели с трудом воспринимают пение а-капелла. Но я старалась донести слово через жест, мимику, интонацию, пластику – и постепенно приучила публику слушать такое пение.

Мне очень важно, чтобы на концерте у меня был контакт со зрителем: я должна видеть глаза людей, чувствовать их отклик. Наверное, поэтому я так люблю выступать на камерной сцене.

С дочкой среди декораций к программе «Весна-веснянка»Из маленьких побед получаются большие открытия

Выступления на вокальных конкурсах начались для меня еще с музыкальной школы –  дома собрана уже целая «коллекция» сувениров, которые обычно дарят участникам и победителям. Есть среди них и особенно дорогие для меня. Из Саратова, куда мы вместе с гармонистом Геннадием Голубевым ездили дважды во время моего студенчества, я привезла два хрустальных колокольчика – подарки за победу и участие во Всероссийском конкурсе исполнителей русской народной песни имени Лидии Руслановой.  Я впервые принимала участие в таком серьезном профессиональном конкурсе.  В первый раз я получила «Диплом 1 степени», а уже во второй приехала с победой – «Дипломом лауреата», и еще нам вручили специальный приз семьи Руслановых – саратовскую гармошку. Одним из условий конкурса было исполнение песни из репертуара Лидии Руслановой. Мы предполагали, что многие участники будут «массировать» манеру исполнения певицы, и поэтому сами выбрали малоизвестный романс «Прощайте, ласковые взоры», чем и покорили жюри. Сейчас мне бы очень хотелось выступить на конкурсе исполнителей народной песни «Голоса России». Участие в конкурсах столь высокого уровня очень полезно любому исполнителю: ты общаешься с теми, кто разделяет твои интересы, получаешь новый опыт, новые эмоции, новый стимул для развития.