Владимир и Любовь Илюховы: «Хорошо, когда оба супруга – артисты»

2012 Зима

Надежда Волохова

 …О, как тебе хвалу я воспою,
Когда с тобой одно мы существо?

Уильям Шекспир

 Сцена из спектакля Канского драматического театра «Волны над нами». Владимир Илюхов, Любовь ИлюховаВся жизнь – театр, а люди в нем актеры… Мастера сцены Владимир и Любовь Илюховы знают об этом не понаслышке: жизнь этой семьи неотделима от искусства. В театр они влюблены так же беззаветно, как друг в друга. Их дар – дар особого свойства: умение постичь внутреннюю суть вещей через игру, примерить на себя чужую одежду, завуалировать и преподнести в метафорическом облике саму жизнь.

Несмотря на то, что супруги нечасто заняты в одном спектакле, зрители воспринимают их как единое целое. И это неудивительно: муж и жена создают сложную «кровеносную систему», без которой не может существовать семья, тем более творческая. Актерское призвание, художественное «зрение», музыкальные способности, любовь к сказке – все это не только сближает супругов, но и помогает им раскрыться на сцене и дома более ярко, свободно, глубоко. Добро пожаловать в чудесное «закулисье» семьи Илюховых!

Владимир Васильевич, Любовь Анатольевна, как вы познакомились?

СвадьбаЛ.А.: Мы оба поступили в Красноярское училище искусств на отделение музыкальной комедии, там и произошло наше знакомство. Знаете, так бывает, что любовь накрывает, словно высокая, стремительная волна. С нами был именно тот случай – цунами, не иначе. Мы не могли насмотреться друг на друга, ходили за ручку, общались, шутили, грустили и радовались. Наши отношения были настолько трогательными, светлыми и романтическими, что уже на третьем курсе мы поженились.

Расскажите о вашем творческом пути.

Л.А.: На этой дороге было много перипетий. Я со второго курса начала работать в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Когда мы оканчивали учебу, в Красноярск приехал режиссер Канского драматического театра заслуженный артист РСФСР Юсуф Алиджанович Аскаров. Он увидел нас в дипломном спектакле и предложил работу в своем театре. С этого и началась наша творческая деятельность. Мы благодарны судьбе за встречу с этим человеком. Он раскрыл для нас многие секреты актерского мастерства и законы театральной этики.

После спектакля Восточно-Казахстанского областного театра драмы им. Жамбыла «Дача Сталина». Любовь Илюхова, Владимир ИлюховВ.В.: Работа в Канском драмтеатре была интересной, но занимала почти все наше время. Утром проходили репетиции, а вечером шли спектакли либо на сцене, либо в сельских клубах. Порой бывало очень холодно. Зрители сидели в валенках и тулупах, а мы изображали, например, солнечную Осетию. Это была настоящая школа мужества! Впрочем, этим может «похвастаться» любой актер любого периферийного театра России.

Л.А.: В 1975 году нас приняли в Вологодский драматический театр, которому мы вот уже 35 лет дарим свои творческие силы и вдохновение. Лишь однажды мы уезжали из Вологды на 3 года в Усть-Каменогорск и работали в Восточно-Казахстанском областном театре драмы им. Жамбыла. Публика принимала нас очень хорошо, но в 90-е годы в Казахстане стали назревать национальные конфликты, и мы вернулись обратно в Вологду, в наш театр. И счастливы, что до сих пор верой и правдой служим ему. Владимир Васильевич недавно ушел на пенсию, но я еще работаю. Чаще всего играю в сказках – веселю ребятишек. В нашем театре великолепный репертуар. Это постановки по произведениям русской, зарубежной классики и современной драматургии. Открытие двух новых сцен – малой и камерной – расширило творческие возможности труппы и позволило решать сложные постановочные задачи. Сегодня в театре уютно, красиво, тепло – зритель с удовольствием идет к нам на спектакли, и в этом большая заслуга художественного руководителя Зураба Анзоровича Нанобашвили.

Какие роли для вас самые любимые?

Сцена из спектакля Вологодского драматического театра «Черемуха» по повести В. П. Астафьева. Иосаф Дворников, Любовь Илюхова, Лидия ДунецЛ.А: Мне сложно выбрать «самые-самые», ведь каждый образ рожден и взлелеян, как родное дитя... Роль, как семя, падает на твою профессиональную и духовную «почву», прорастает, часто с трудом, и плоды приносит только при наличии большого желания и усердия. Что же касается предпочтений, то я люблю играть отрицательных персонажей. Например, в сказке «Как Баба-Яга дочек замуж выдавала» я играю старшую дочку Докуку. Эта роль доставляет мне огромное удовольствие. Вообще, сказки – моя стихия!

В.В.: У меня любимых ролей нет, но есть любимые спектакли. Например, давнишний спектакль «Хозяйка гостиницы» и несколько других, сыгранных не в Вологде. Я тоже очень люблю сказки и тоже часто играл отрицательных героев.

Моя беда в том, что я люблю, когда все безупречно. Еще в школе я всем сердцем полюбил оперу. Услышать ее можно было только на пластинках. А на пластинках все идеально! И это стремление к совершенству, которое исключает любые нотки фальши, меня как актера иногда подводило. Однажды мы отправились на концерт великой оперной певицы Елены Образцовой. И вот она запела: «Я помню вальса звук прелестный весенней ночью в поздний час…» – и вдруг в какой-то момент забыла текст. И тогда только я понял, что все мы люди. А я считал себя пластинкой...

Получается ли оставлять профессиональные проблемы на работе?

Сцена из спектакля Вологодского драматического театра «Цыганская сказка». Сергей Герасимов, Любовь ИлюховаЛ.А.: Когда работаешь актером, не получается. В театре репетируешь, а приходя домой, берешь текст и учишь его. Владимир часто просит почитать его литературные труды, но у меня совершенно не остается на это времени. Ведь наша работа не оставляется на потом. В нее уходишь целиком и надолго. Актер и дома продолжает учить слова, думать о мизансцене, о первом, втором, десятом плане. Когда получаешь роль, как будто заболеваешь ею: говоришь и думаешь только об одном. Актер – это не просто любимая профессия, это образ жизни, способ самовыражения, с помощью которого я могу рассказать о своем внутреннем мире…

В.В.: Актерская работа – удивительная вещь: как будто чужой жизнью живешь… Но это стоит огромного труда. Некоторые киноактеры признаются, что не смогли бы играть в театре, потому что нужны невероятные усилия и отличная память. А в кино многое можно смонтировать, доработать, подкорректировать. Театральное искусство требует полной отдачи здесь и сейчас.

А бывает так, что вы вживаетесь в свои роли? Чувствуете их влияние на ваш характер?

Маша и Наташа ИлюховыЛ.А.: Бывает, конечно, что какой-то шлейф от роли за тобой тянется. Например, из спектакля «Невеста из Имеретии», где я играла Дорико, приносила домой своеобразную мелодику речи.

В.В.: Образ не должен влиять на артиста – это артист влияет на образ. Но есть такие пьесы, вроде «Ревизора», которые действуют на меня очень сильно. Мы цитировали ее всей семьей. Если дочки сделают что-нибудь не так, ошибутся, на замечания у них сразу ответ готов: «Такова же была и мать ее». Бывает, конечно, что эмоции в спектакле настолько захлестывают, что ты, как будто становишься другим человеком, но все равно уходишь со сцены самим собой.

Помимо актерской работы, какой творческой деятельностью вы еще занимаетесь? 

Сцена из спектакля Вологодского драматического театра «Там, на неведомых дорожках». Иван - Николай Акулов, Василиса - Виктория Смирнова, Яга - Любовь Илюхова, Кощей - Александр МасинЛ. А: Владимир Васильевич у нас «литераторствует», занимается драматургией. Только в этом году он написал пять пьес, из них четыре детских и одну интересную инсценировку по Лескову. К сожалению, сейчас в репертуаре Вологодского драматического театра нет его сказок: мы уже отыграли и «Волшебные краски зимнего леса» и «Как Настенька чуть Кикиморой не стала», и «Молодильные яблоки», которые идут по всей стране.

В.В.: В 2011 году состоялась премьера моего спектакля «Вампилов. Миниатюры», в котором были представлены сразу несколько историй, переносящих нас в 60-е – 70-е годы прошлого столетия. Спектакль создан по малоизвестным одноактным пьесам Александра Вампилова: «Успех», «Свидание», «Процесс», «100 рублей новыми», «Цветы и годы».

Л.А. В настоящее время мы ездим с этим спектаклем по области: уже побывали в Устье Кубенском, Харовске.

Вы часто путешествуете по области. Какой вы видите Вологодчину?

Сцена из спектакля Вологодского драматического театра «Бесприданник». В роли Ивана Кузмича Владимир ИлюховЛ.А.: У Вологды широкая поэтическая душа. Здесь царит атмосфера уюта, красоты, вдохновения и творческой свободы. Наверное, поэтому в нашем крае так много мастеров живописи, художественного слова, сценического искусства. В Вологде мы открыли для себя великого Николая Рубцова с его «тихой родиной», светлой горницей и «звездой полей». Удивительно, но именно здесь мы познакомились с творчеством знаменитого Виктора Астафьева, хотя он наш, красноярский. Невосполнимой утратой для нас стал уход из жизни великого Василия Белова. Как писатель, он находится на недосягаемой высоте, но его произведения близки и понятны людям. Память о нем всегда будет жить в русских сердцах, особенно в сердцах вологжан.

В.В.: Да, Василий Иванович – колоссальная фигура в русской литературе и Человек с большой буквы. Не в каждом городе и не в каждой стране жил такой мастер. Литературная Вологда, конечно, очень сильна. В нашем городе существует, видимо, какая-то писательская аномалия, располагающая к творчеству и созиданию. Например, я могу писать только на Вологодчине. Когда я уезжаю за ее пределы, настроение меняется, вдохновение проходит, идеи исчезают.

Л.А.: Согласна, здесь мы действительно работаем с воодушевлением, радостью и полной отдачей. Вологда очаровывает особым северным колоритом, уникальным деревянным зодчеством, самобытной красотой улиц, пронзительным колокольным звоном. Раньше мне постоянно снился один и тот же сон, будто я уезжаю из Вологды… Я просыпалась в слезах, потому что не хотела покидать этот город.

Поделитесь с нами вашим опытом и расскажите, как вы преодолеваете житейские трудности.

Л.А.: Мы никогда не боялись проблем и всегда много трудились. При этом старались уделять максимум времени и внимания детям, насколько это возможно при нашей работе: они даже на гастроли с нами ездили.

В.В.: Трудностей мы не то чтобы не боялись – мы их даже не замечали! Помню, как-то перед отпуском за три дня сделали ремонт дома, покрасили пол, закрыли дверь и уехали к родителям в Красноярский край.

Сложно ли творческой семье в быту?

Сцена из спектакля Вологодского драматического театра «Вампилов. Миниатюры». Дмитрий Мельников и Любовь Илюхова. Режиссер - Владимир ИлюховЛ.А.: Как и всем людям, наверное. Дети требуют заботы, любви, внимания. Требует их и твоя «половина». До рождения девочек было так: «Побежали в кино?» - «Побежали! Посуду помоем, когда вернемся». С появлением детей появилось больше домашних обязанностей. Если бы мой муж не был актером, жизнь была бы гораздо сложнее. А так он во всем меня поддерживает. Иногда я уезжала на несколько дней, а готовя спектакль к выпуску, вообще приходила домой только ночевать. Репетиции, прогоны, сон, и опять на работу. А на мужа ложилась ответственность за детей и за быт. Но мы понимали друг друга. Знали, что вот сейчас спектакль сдадим, и будет небольшая передышка. Если бы вернулся домой муж-водитель или инженер, а жена не приготовила ужина и ушла на работу, в семье, скорее всего, был бы разлад. А актерским семьям, несмотря на все это, удается сохранять гармонию и взаимопонимание.

В.В: Пока молодые были, бытовых проблем не замечали. Помогали друг другу, подменяли друг друга. Хорошо, когда оба супруга – актеры. Конечно, очень много фантазий и мифов существует про актерскую неверность и измены, но это все стереотипы. Мне никогда не надоедало быть рядом со своей женой. Мне всегда не по себе, если ее нет рядом. Даже когда она ненадолго уходит из дома, я с нетерпением жду ее возвращения. Может, это характерно только для нас, но хочется верить, что наш образ жизни разделяют многие семьи. Грустно как-то, что в современном обществе стало модно супругам отдыхать друг от друга. Мы этого не понимаем. Мы и дома, и на работе вместе – и это великое счастье. Когда Люба уезжала, я ложился и просто заболевал. Мне не хотелось ни есть, ни пить. Но я знал, что когда она вернется, я сразу поправлюсь…

Какие традиции существуют в вашей семье?

Герои спектакля Вологодского драматического театра «Чиполлино»: Помидор - заслуженный артист РФ Сергей Коновалов, Кошка - Любовь ИлюховаЛ.А.: У нас существует давняя, добрая традиция собираться всей семьей по праздникам. Перед торжеством идет активная подготовка: пекутся пироги и торты, готовятся подарки и сюрпризы. Дочерям уже за 30, но мы до сих пор устраиваем для них праздники. Когда я была маленькой, мы всей семьей ждали православных праздников, потому что бабушка устраивала в эти светлые дни великолепные застолья. На Рождество и Пасху на кухне происходило какое-то мистическое действо. Бабушка и мама что-то чистили, резали, пекли, солили, перчили, помешивали. Самые обычные продукты они превращали в настоящие лакомства. В такие дни кухня становилась центром вселенной: казалось, все сокровища мира были спрятаны в этом маленьком уголке. На эти праздники собиралась не только вся семья, но и многочисленные родственники. Мы, конечно, хотели, чтобы каждый день был праздником...

В.В.: Когда я начал писать пьесы, в нашей семье появилась новая традиция. Теперь мы собираемся всей семьей и читаем их вслух. После прочтения мы оживленно беседуем, и я терпеливо выслушиваю замечания дочерей и внучки.

Вы люди искусства. Передалось ли это стремление к творчеству вашим детям?

Любовь Илюхова - «виндзорская кумушка»Л.А.: Да, стремление к творчеству у детей ярко выражено. Владимир Васильевич умеет немного рисовать, и дочки унаследовали эту способность. Когда девочки были маленькими, мы садились всей семьей и рисовали. Некоторые их детские работы мы сохранили, и они нам очень дороги.

В.В.: Наталья – филолог, у нее критический склад ума. Когда она еще училась в восьмом классе в Усть-Каменогорске, после премьеры спектакля ее звал на беседу режиссер Евгений Васильевич Минский и интересовался ее впечатлениями от постановки. Она разбирала спектакль так, как не всякий критик мог разобрать. Маша в театральный институт не поступала, но у нее есть актерские задатки. Она может написать любопытную сценку, рассказ или песенку и замечательно их исполнить. У Маши отличный слух, она играет на нескольких музыкальных инструментах, кроме того, вяжет эксклюзивные вещи. А по образованию она художник, работает дизайнером.

Какие качества вы больше всего цените друг в друге?

В.В.: Ценю великое терпение жены, ее чуткость, внимательность, тактичность, душевность. Любовь с годами приобретает новые черты. Яркая влюбленность перерастает в глубокое чувство, когда каждый в семье жертвует своими интересами, силами, надеждами… Семья – это своеобразное подвижничество, в котором нет места эгоизму.

Л.А.: Володя всегда меня поддерживает, понимает, успокаивает. Я всегда могу положиться на него и чувствую себя с ним, как за каменной стеной. Его доброта и нежность завоевали мое сердце с первых дней нашего знакомства. Муж разделяет со мной домашние хлопоты, помогает по хозяйству. Он очень любит детей и всей душой предан семье. Когда я уезжала на гастроли, с легким сердцем оставляла дочек с папой. Он всегда их кормил, читал им хорошие книжки, гулял с ними.

В.В.: Как-то мы три дня жили с Натальей без Любы. И тут ночью жена вернулась из Череповца. Дочка проснулась и встретила ее словами: «Ой, мамочка, ты бы знала, какие папа пирожки испек!»

Какие советы можете дать молодым семьям?   

Любовь Илюхова и народный артист РСФСР Алексей СеменовВ.В: Любите друг друга, помогайте друг другу. Несомненно, в семье самое главное – терпение. Со временем замечаешь, что недостатки твоего супруга на глазах превращаются в достоинства, и ты начинаешь любить их, а вовсе не терпеть. Нужно научиться прощать любимого человека, делиться с ним самым сокровенным, заботиться о нем, прислушиваться к его мнению.

Л.А: Владимир Васильевич старше меня на четыре года. Мы встретились, когда мне еще семнадцати не исполнилось. И он во многом стал для меня учителем, «открыл» мне глаза и уши, особенно это касается музыки. Я прониклась ее очарованием! Как же я могла не слышать эту арию? Какая она красивая! Он познакомил меня с творчеством величайшей оперной певицы Марии Каллас. Муж вел меня и по жизни, и в работе. Иногда в каких-то спорах мне казалось, что я права, но я все равно прислушивалась к его словам. Поэтому я советую молодым научиться слушать и слышать друг друга.