Владимир и Любовь Илюховы: «Хорошо, когда оба супруга – артисты»
2012 Зима
Надежда Волохова
…О, как тебе хвалу я воспою,
Когда с тобой одно мы существо?
Уильям Шекспир
Вся жизнь – театр, а люди в нем актеры… Мастера сцены Владимир и Любовь Илюховы знают об этом не понаслышке: жизнь этой семьи неотделима от искусства. В театр они влюблены так же беззаветно, как друг в друга. Их дар – дар особого свойства: умение постичь внутреннюю суть вещей через игру, примерить на себя чужую одежду, завуалировать и преподнести в метафорическом облике саму жизнь.
Несмотря на то, что супруги нечасто заняты в одном спектакле, зрители воспринимают их как единое целое. И это неудивительно: муж и жена создают сложную «кровеносную систему», без которой не может существовать семья, тем более творческая. Актерское призвание, художественное «зрение», музыкальные способности, любовь к сказке – все это не только сближает супругов, но и помогает им раскрыться на сцене и дома более ярко, свободно, глубоко. Добро пожаловать в чудесное «закулисье» семьи Илюховых!
Владимир Васильевич, Любовь Анатольевна, как вы познакомились?
Л.А.: Мы оба поступили в Красноярское училище искусств на отделение музыкальной комедии, там и произошло наше знакомство. Знаете, так бывает, что любовь накрывает, словно высокая, стремительная волна. С нами был именно тот случай – цунами, не иначе. Мы не могли насмотреться друг на друга, ходили за ручку, общались, шутили, грустили и радовались. Наши отношения были настолько трогательными, светлыми и романтическими, что уже на третьем курсе мы поженились.
Расскажите о вашем творческом пути.
Л.А.: На этой дороге было много перипетий. Я со второго курса начала работать в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Когда мы оканчивали учебу, в Красноярск приехал режиссер Канского драматического театра заслуженный артист РСФСР Юсуф Алиджанович Аскаров. Он увидел нас в дипломном спектакле и предложил работу в своем театре. С этого и началась наша творческая деятельность. Мы благодарны судьбе за встречу с этим человеком. Он раскрыл для нас многие секреты актерского мастерства и законы театральной этики.
В.В.: Работа в Канском драмтеатре была интересной, но занимала почти все наше время. Утром проходили репетиции, а вечером шли спектакли либо на сцене, либо в сельских клубах. Порой бывало очень холодно. Зрители сидели в валенках и тулупах, а мы изображали, например, солнечную Осетию. Это была настоящая школа мужества! Впрочем, этим может «похвастаться» любой актер любого периферийного театра России.
Л.А.: В 1975 году нас приняли в Вологодский драматический театр, которому мы вот уже 35 лет дарим свои творческие силы и вдохновение. Лишь однажды мы уезжали из Вологды на 3 года в Усть-Каменогорск и работали в Восточно-Казахстанском областном театре драмы им. Жамбыла. Публика принимала нас очень хорошо, но в 90-е годы в Казахстане стали назревать национальные конфликты, и мы вернулись обратно в Вологду, в наш театр. И счастливы, что до сих пор верой и правдой служим ему. Владимир Васильевич недавно ушел на пенсию, но я еще работаю. Чаще всего играю в сказках – веселю ребятишек. В нашем театре великолепный репертуар. Это постановки по произведениям русской, зарубежной классики и современной драматургии. Открытие двух новых сцен – малой и камерной – расширило творческие возможности труппы и позволило решать сложные постановочные задачи. Сегодня в театре уютно, красиво, тепло – зритель с удовольствием идет к нам на спектакли, и в этом большая заслуга художественного руководителя Зураба Анзоровича Нанобашвили.
Какие роли для вас самые любимые?
Л.А: Мне сложно выбрать «самые-самые», ведь каждый образ рожден и взлелеян, как родное дитя... Роль, как семя, падает на твою профессиональную и духовную «почву», прорастает, часто с трудом, и плоды приносит только при наличии большого желания и усердия. Что же касается предпочтений, то я люблю играть отрицательных персонажей. Например, в сказке «Как Баба-Яга дочек замуж выдавала» я играю старшую дочку Докуку. Эта роль доставляет мне огромное удовольствие. Вообще, сказки – моя стихия!
В.В.: У меня любимых ролей нет, но есть любимые спектакли. Например, давнишний спектакль «Хозяйка гостиницы» и несколько других, сыгранных не в Вологде. Я тоже очень люблю сказки и тоже часто играл отрицательных героев.
Моя беда в том, что я люблю, когда все безупречно. Еще в школе я всем сердцем полюбил оперу. Услышать ее можно было только на пластинках. А на пластинках все идеально! И это стремление к совершенству, которое исключает любые нотки фальши, меня как актера иногда подводило. Однажды мы отправились на концерт великой оперной певицы Елены Образцовой. И вот она запела: «Я помню вальса звук прелестный весенней ночью в поздний час…» – и вдруг в какой-то момент забыла текст. И тогда только я понял, что все мы люди. А я считал себя пластинкой...
Получается ли оставлять профессиональные проблемы на работе?
Л.А.: Когда работаешь актером, не получается. В театре репетируешь, а приходя домой, берешь текст и учишь его. Владимир часто просит почитать его литературные труды, но у меня совершенно не остается на это времени. Ведь наша работа не оставляется на потом. В нее уходишь целиком и надолго. Актер и дома продолжает учить слова, думать о мизансцене, о первом, втором, десятом плане. Когда получаешь роль, как будто заболеваешь ею: говоришь и думаешь только об одном. Актер – это не просто любимая профессия, это образ жизни, способ самовыражения, с помощью которого я могу рассказать о своем внутреннем мире…
В.В.: Актерская работа – удивительная вещь: как будто чужой жизнью живешь… Но это стоит огромного труда. Некоторые киноактеры признаются, что не смогли бы играть в театре, потому что нужны невероятные усилия и отличная память. А в кино многое можно смонтировать, доработать, подкорректировать. Театральное искусство требует полной отдачи здесь и сейчас.
А бывает так, что вы вживаетесь в свои роли? Чувствуете их влияние на ваш характер?
Л.А.: Бывает, конечно, что какой-то шлейф от роли за тобой тянется. Например, из спектакля «Невеста из Имеретии», где я играла Дорико, приносила домой своеобразную мелодику речи.
В.В.: Образ не должен влиять на артиста – это артист влияет на образ. Но есть такие пьесы, вроде «Ревизора», которые действуют на меня очень сильно. Мы цитировали ее всей семьей. Если дочки сделают что-нибудь не так, ошибутся, на замечания у них сразу ответ готов: «Такова же была и мать ее». Бывает, конечно, что эмоции в спектакле настолько захлестывают, что ты, как будто становишься другим человеком, но все равно уходишь со сцены самим собой.
Помимо актерской работы, какой творческой деятельностью вы еще занимаетесь?
Л. А: Владимир Васильевич у нас «литераторствует», занимается драматургией. Только в этом году он написал пять пьес, из них четыре детских и одну интересную инсценировку по Лескову. К сожалению, сейчас в репертуаре Вологодского драматического театра нет его сказок: мы уже отыграли и «Волшебные краски зимнего леса» и «Как Настенька чуть Кикиморой не стала», и «Молодильные яблоки», которые идут по всей стране.
В.В.: В 2011 году состоялась премьера моего спектакля «Вампилов. Миниатюры», в котором были представлены сразу несколько историй, переносящих нас в 60-е – 70-е годы прошлого столетия. Спектакль создан по малоизвестным одноактным пьесам Александра Вампилова: «Успех», «Свидание», «Процесс», «100 рублей новыми», «Цветы и годы».
Л.А. В настоящее время мы ездим с этим спектаклем по области: уже побывали в Устье Кубенском, Харовске.
Вы часто путешествуете по области. Какой вы видите Вологодчину?
Л.А.: У Вологды широкая поэтическая душа. Здесь царит атмосфера уюта, красоты, вдохновения и творческой свободы. Наверное, поэтому в нашем крае так много мастеров живописи, художественного слова, сценического искусства. В Вологде мы открыли для себя великого Николая Рубцова с его «тихой родиной», светлой горницей и «звездой полей». Удивительно, но именно здесь мы познакомились с творчеством знаменитого Виктора Астафьева, хотя он наш, красноярский. Невосполнимой утратой для нас стал уход из жизни великого Василия Белова. Как писатель, он находится на недосягаемой высоте, но его произведения близки и понятны людям. Память о нем всегда будет жить в русских сердцах, особенно в сердцах вологжан.
В.В.: Да, Василий Иванович – колоссальная фигура в русской литературе и Человек с большой буквы. Не в каждом городе и не в каждой стране жил такой мастер. Литературная Вологда, конечно, очень сильна. В нашем городе существует, видимо, какая-то писательская аномалия, располагающая к творчеству и созиданию. Например, я могу писать только на Вологодчине. Когда я уезжаю за ее пределы, настроение меняется, вдохновение проходит, идеи исчезают.
Л.А.: Согласна, здесь мы действительно работаем с воодушевлением, радостью и полной отдачей. Вологда очаровывает особым северным колоритом, уникальным деревянным зодчеством, самобытной красотой улиц, пронзительным колокольным звоном. Раньше мне постоянно снился один и тот же сон, будто я уезжаю из Вологды… Я просыпалась в слезах, потому что не хотела покидать этот город.
Поделитесь с нами вашим опытом и расскажите, как вы преодолеваете житейские трудности.
Л.А.: Мы никогда не боялись проблем и всегда много трудились. При этом старались уделять максимум времени и внимания детям, насколько это возможно при нашей работе: они даже на гастроли с нами ездили.
В.В.: Трудностей мы не то чтобы не боялись – мы их даже не замечали! Помню, как-то перед отпуском за три дня сделали ремонт дома, покрасили пол, закрыли дверь и уехали к родителям в Красноярский край.
Сложно ли творческой семье в быту?
Л.А.: Как и всем людям, наверное. Дети требуют заботы, любви, внимания. Требует их и твоя «половина». До рождения девочек было так: «Побежали в кино?» - «Побежали! Посуду помоем, когда вернемся». С появлением детей появилось больше домашних обязанностей. Если бы мой муж не был актером, жизнь была бы гораздо сложнее. А так он во всем меня поддерживает. Иногда я уезжала на несколько дней, а готовя спектакль к выпуску, вообще приходила домой только ночевать. Репетиции, прогоны, сон, и опять на работу. А на мужа ложилась ответственность за детей и за быт. Но мы понимали друг друга. Знали, что вот сейчас спектакль сдадим, и будет небольшая передышка. Если бы вернулся домой муж-водитель или инженер, а жена не приготовила ужина и ушла на работу, в семье, скорее всего, был бы разлад. А актерским семьям, несмотря на все это, удается сохранять гармонию и взаимопонимание.
В.В: Пока молодые были, бытовых проблем не замечали. Помогали друг другу, подменяли друг друга. Хорошо, когда оба супруга – актеры. Конечно, очень много фантазий и мифов существует про актерскую неверность и измены, но это все стереотипы. Мне никогда не надоедало быть рядом со своей женой. Мне всегда не по себе, если ее нет рядом. Даже когда она ненадолго уходит из дома, я с нетерпением жду ее возвращения. Может, это характерно только для нас, но хочется верить, что наш образ жизни разделяют многие семьи. Грустно как-то, что в современном обществе стало модно супругам отдыхать друг от друга. Мы этого не понимаем. Мы и дома, и на работе вместе – и это великое счастье. Когда Люба уезжала, я ложился и просто заболевал. Мне не хотелось ни есть, ни пить. Но я знал, что когда она вернется, я сразу поправлюсь…
Какие традиции существуют в вашей семье?
Л.А.: У нас существует давняя, добрая традиция собираться всей семьей по праздникам. Перед торжеством идет активная подготовка: пекутся пироги и торты, готовятся подарки и сюрпризы. Дочерям уже за 30, но мы до сих пор устраиваем для них праздники. Когда я была маленькой, мы всей семьей ждали православных праздников, потому что бабушка устраивала в эти светлые дни великолепные застолья. На Рождество и Пасху на кухне происходило какое-то мистическое действо. Бабушка и мама что-то чистили, резали, пекли, солили, перчили, помешивали. Самые обычные продукты они превращали в настоящие лакомства. В такие дни кухня становилась центром вселенной: казалось, все сокровища мира были спрятаны в этом маленьком уголке. На эти праздники собиралась не только вся семья, но и многочисленные родственники. Мы, конечно, хотели, чтобы каждый день был праздником...
В.В.: Когда я начал писать пьесы, в нашей семье появилась новая традиция. Теперь мы собираемся всей семьей и читаем их вслух. После прочтения мы оживленно беседуем, и я терпеливо выслушиваю замечания дочерей и внучки.
Вы люди искусства. Передалось ли это стремление к творчеству вашим детям?
Л.А.: Да, стремление к творчеству у детей ярко выражено. Владимир Васильевич умеет немного рисовать, и дочки унаследовали эту способность. Когда девочки были маленькими, мы садились всей семьей и рисовали. Некоторые их детские работы мы сохранили, и они нам очень дороги.
В.В.: Наталья – филолог, у нее критический склад ума. Когда она еще училась в восьмом классе в Усть-Каменогорске, после премьеры спектакля ее звал на беседу режиссер Евгений Васильевич Минский и интересовался ее впечатлениями от постановки. Она разбирала спектакль так, как не всякий критик мог разобрать. Маша в театральный институт не поступала, но у нее есть актерские задатки. Она может написать любопытную сценку, рассказ или песенку и замечательно их исполнить. У Маши отличный слух, она играет на нескольких музыкальных инструментах, кроме того, вяжет эксклюзивные вещи. А по образованию она художник, работает дизайнером.
Какие качества вы больше всего цените друг в друге?
В.В.: Ценю великое терпение жены, ее чуткость, внимательность, тактичность, душевность. Любовь с годами приобретает новые черты. Яркая влюбленность перерастает в глубокое чувство, когда каждый в семье жертвует своими интересами, силами, надеждами… Семья – это своеобразное подвижничество, в котором нет места эгоизму.
Л.А.: Володя всегда меня поддерживает, понимает, успокаивает. Я всегда могу положиться на него и чувствую себя с ним, как за каменной стеной. Его доброта и нежность завоевали мое сердце с первых дней нашего знакомства. Муж разделяет со мной домашние хлопоты, помогает по хозяйству. Он очень любит детей и всей душой предан семье. Когда я уезжала на гастроли, с легким сердцем оставляла дочек с папой. Он всегда их кормил, читал им хорошие книжки, гулял с ними.
В.В.: Как-то мы три дня жили с Натальей без Любы. И тут ночью жена вернулась из Череповца. Дочка проснулась и встретила ее словами: «Ой, мамочка, ты бы знала, какие папа пирожки испек!»
Какие советы можете дать молодым семьям?
В.В: Любите друг друга, помогайте друг другу. Несомненно, в семье самое главное – терпение. Со временем замечаешь, что недостатки твоего супруга на глазах превращаются в достоинства, и ты начинаешь любить их, а вовсе не терпеть. Нужно научиться прощать любимого человека, делиться с ним самым сокровенным, заботиться о нем, прислушиваться к его мнению.
Л.А: Владимир Васильевич старше меня на четыре года. Мы встретились, когда мне еще семнадцати не исполнилось. И он во многом стал для меня учителем, «открыл» мне глаза и уши, особенно это касается музыки. Я прониклась ее очарованием! Как же я могла не слышать эту арию? Какая она красивая! Он познакомил меня с творчеством величайшей оперной певицы Марии Каллас. Муж вел меня и по жизни, и в работе. Иногда в каких-то спорах мне казалось, что я права, но я все равно прислушивалась к его словам. Поэтому я советую молодым научиться слушать и слышать друг друга.