Светлана Ивойлова: «В Вологде всегда была тяга к балету»

2017 Лето

Людмила Корлякова

Светлана Ивойлова на юбилейном вечере. Фото из личного архиваВ 2015 году вологодская культурная общественность поздравляла с 80-летием балетмейстера Светлану Ивойлову. Но, глядя на Светлану Георгиевну, в эту цифру невозможно поверить – настолько она женственна, утонченна, харизматична… Даже во время нашего разговора балерина то и дело вставала и показывала разные па. О секретах молодости и о том, как балет навсегда вошёл в её жизнь, Светлана Ивойлова рассказывает в интервью журналу «Сфера».

Светлана Георгиевна, в мир балетного искусства вас привели родители, или же это было ваше решение? Ведь время было непростое, военное. Как всё начиналось?

Светлана Ивойлова на сцене. Фото из личного архиваЭто был один из августовских дней 1942 года. Мы с подружкой сидим на кухне, она поднимает ногу вверх и говорит: «А я в балет поступила!» Я подумала: «Какая красота!» Слова подруги о том, что я худенькая, маленькая и меня не возьмут, нисколько не напугали. В то время к нам в Вологду была эвакуирована балетная группа – 12 девочек и мальчиков – из Ленинградского хореографического училища. После долгих уговоров и моих слёз нам с мамой удалось убедить папу отвести меня к педагогу. Вместо станков в зале стояли стулья, за которыми занимались девочки лет двенадцати, а мне тогда было всего восемь. Но в тот момент, когда я встала к «станку», мне показалось, что всё, что делают дети, я уже знаю. Помню, как папа с педагогом переглядывались друг с другом в изумлении. Меня оставили заниматься, а когда стало возможно выезжать в Ленинград, папа повез показать меня в Вагановское училище. Мы неделю ехали в товарном поезде, и у нас на двоих был всего-навсего чугунок картошки... После просмотра педагог сказал: «Оставляйте девочку, будем учить». Но папа меня не оставил, пожалел: долго ли такой маленькой и худенькой заболеть?.. Для меня это было горе, но всё же мы вернулись в Вологду, где моим первым балетным педагогом стала Екатерина Николаевна Ковальская – воспитанная, умная, много знающая.

Что главное при обучении классическому танцу – талант или труд?

Светлана Ивойлова на сцене. Фото из личного архиваТалант – это слишком высоко, правильнее говорить – одаренность. Одаренность и большая трудоспособность – залог успеха. А еще, конечно, очень важны любознательность, интеллект и эрудиция. У нас дома на стенах висели репродукции с картин Шишкина, Саврасова, Федотова, Крамского, фотографии известных балерин в разных ролях… Когда во время учебы в Москве я посещала Третьяковку, часто говорила: «Ой, такая картина у меня дома висит!» Люди смотрели на меня в изумлении, а я улыбалась и поясняла: «Конечно, в репродукции!»

Профессиональное образование вы получали в Московском финансовом институте. Как удавалось совмещать учебу в престижном вузе и балет?

На время учебы балет пришлось оставить, потому что везде, куда бы я ни пришла заниматься, я была лучшей. Я понимала, что так я ничему не научусь, и всё свободное время посвятила культуре: побывала почти во всех театрах, ходила на концерты и выставки. Студенты – народ небогатый, но я лучше впроголодь посижу, а билет куплю. Например, в Вахтанговском театре меня потряс спектакль «Идиот» по Достоевскому с Юрием Яковлевым, Михаилом Ульяновым и Юлией Борисовой.Светлана Ивойлова на сцене. Фото из личного архива Очень любила театр Моссовета за интеллект и изысканность, а Малый – за Островского. В институте в моей группе училась девочка, у которой родственник пел в Большом театре – мы с ней часто ходили туда и сидели в первом ряду. Кроме того, я всегда следила за собой, любила красиво и модно одеваться, поэтому посещала и модные показы.

Когда я окончила институт, вернулась домой – устала голодать и жить в общежитии. И спустя какое-то время узнала о том, что в Вологду приезжает знаменитый балетмейстер. Каково же было мое удивление, когда мы увидели ЕГО… Нас, человек восемь, собрали в классе – и в дверях появился Макс Миксер! В накрахмаленной рубашке, в узких черных брюках с широким поясом – настоящий европеец! Он сел на стул, закинул ногу на ногу: «Встали к станку! Покажите, что умеете. Благодарю. Очень плохо», – встал и ушёл... После встречи с ним у меня в душе всё перевернулось. Я поняла: это мой последний шанс вернуться в балет. Мы с двумя другими девочками полночи стояли под окном его номера в гостинице, он то и дело выглядывал и кричал: «Идите домой!» К двум часам ночи я осталась стоять под окном одна. Когда он снова выглянул и увидел меня, крикнул: «Я вернусь! Идите домой».

Светлана Ивойлова на сцене. Фото из личного архиваПапа, конечно, был категорически против моего возвращения в балет. Увидев, как я дома заворотила ногу на высокий холодильник, он сказал: «Ты с ума сошла! А голову куда денешь?» Я удивилась: «А в искусстве разве голова не нужна?..» Балет в чем-то сродни точным наукам: общего представления недостаточно – нужно всё знать, как формулы. Конечно, после пяти лет перерыва всё сначала получалось не так, как должно было быть, но благодаря упорству и интеллекту я быстро восстановилась – у меня даже стало получаться лучше, чем у тех, кто не прерывал занятия.

Балет – невероятная школа стойкости и дисциплины. И, конечно, это накладывает свой отпечаток на характер «балетного» человека. Какую жизненную школу дали занятия балетом именно вам?

Светлана Ивойлова на сцене. Фото из личного архиваК балетной дисциплине я привыкла очень быстро. Когда я была солисткой в Доме пионеров у Екатерины Ковальской, мы занимались каждый день, и это не казалось ни тяжелым, ни трудным. Сейчас у нас в балетной студии есть летние каникулы, а сама я в молодости занималась всё лето и к новому сезону всегда была готова. Все в театре удивлялись: мол, неужели ты не хочешь отдохнуть?.. От чего – от балета?! Так ведь я не устала! Балет – это моя жизнь.

Поговорим о зрителе. Чтобы смотреть балет, надо понимать специфику этого вида искусства, иметь к нему «привычку», а вологжане не избалованы балетными постановками, большой сцены в городе нет. Как сейчас воспринимает балет вологодский зритель?

Красота не имеет специфики, и она понятна каждому! В Вологде всегда была тяга к балету. Когда работал Дворец культуры железнодорожников, туда постоянно приезжали большие артисты. И дети вологодские – очень способные ученики. Но музыкальное искусство у нас не представлено во всем своем многообразии – и мы как-то смирились с этим… Хочется вспомнить легендарного человека и интеллигента Исаака Эльперина – директора ДКЖ с момента его основания – именно он пригласил в Вологду Макса Миксера. Во Дворце выступали ведущие столичные коллективы, показывались оперы, балеты, оперетты – и зал всегда был полон!

Ученики Светланы Ивойловой на презентации книги «Легенды вологодского балета»Среди ваших учеников наверняка больше девушек. Есть ли недостаток в юношах-танцорах?

Мальчики у нас всегда были, и сейчас в балетной студии образовательного центра «Созвучие» их около сорока. Те, кто занимался у меня раньше, при встрече говорят: «Светлана Георгиевна, мы до сих пор во сне танцуем».

Зрителей всегда восхищают костюмы ваших воспитанников. Образы придумываете вы сами? Всё делается вручную?

Шить я умею с юности. В общежитии в Москве у меня была своя швейная машинка, и подружки часто меня просили: «Света, сшей мне юбочку! А мне – платье!» А что касается костюмов наших танцев… У меня дома огромное количество книг по искусству, все стеллажи заставлены до потолка: беру идеи оттуда – там есть всё.

Вологжане всегда любили ваш балет «Жар-птица», впервые представленный более 20 лет назад. Как вы считаете, почему эта постановка снискала такую популярность?

Светлана Ивойлова на презентации книги Эллы Кирилловой «Легенды вологодского балета» в картинной галерее. 2014 годВологжанам сначала были представлены балеты «Пер Гюнт» Эдварда Грига и «Дюймовочка» Петра Чайковского – зритель восхищался этой музыкой. А потом появилась «Жар-птица» – балет с русской душой, русским духом и русской историей. Это выражается во всем – и в движениях, и в костюмах, и, конечно, в музыке Игоря Стравинского. Когда я ставила этот балет, эту музыку в Вологде еще не знали и не понимали, а теперь – любят. 

Каким вы видите будущее вологодского балета?

Я считаю, что Вологде нужен музыкальный театр. А детям, желающим заниматься балетом, хочу сказать: нужно идти и делать. Если хочется танцевать так, как когда-то хотелось мне, – всё можно преодолеть!