Иван Лобанов: «Череповцу есть чем удивить своих гостей»

2016 Осень

Елена Легчанова

Иван ЛобановЧем индустриальный город может быть интересным в культурном плане? Что промышленный центр региона может предложить туристам? Об этом и не только рассказывает читателям «Сферы» начальник управления по делам культуры мэрии города Череповца Иван Лобанов – молодой, энергичный руководитель, в лучших традициях «города лидеров».

Иван Николаевич, вы возглавили отрасль культуры Череповца достаточно недавно – в конце этой зимы. Каким был ваш путь к должности начальника управления по делам культуры мэрии Череповца?

Я не знаю, кто кого нашел – культура меня или я культуру, но с этой сферой я плотно соприкасаюсь с 1999 года, принимая участие в городских культурно-массовых мероприятиях, будучи учащимся профессионального транспортного лицея. Потом, окончив Вологодский технический университет и начав работать на Череповецком металлургическом комбинате, я также не расставался со своим хобби, участвуя в мероприятиях ДК «Северный». Нередко был ведущим, исполнял разные роли; был у меня такой сквозной персонаж – Дед Щукарь. В 2012 году я принял решение уйти в культуру окончательно. К тому времени на «Северстали» мной уже были пройдены автотранспортный цех, электросталеплавильный цех, сталеплавильное производство. Но чего-то в этой работе мне не хватало... И я решился – ушел с комбината. Сначала руководил ДК «Северный», потом возглавил ДК «Строитель». Потом «Северный» присоединили к «Строителю». А в феврале этого года я перешел в управление по делам культуры мэрии города Череповца.

Одно дело представлять сферу культуры города с точки зрения одного из ее «субъектов» – и другое дело принять ее в ведение. Какой вы нашли культуру Череповца?

Сфера достаточно многогранна – обычно у нас говорят о четырех «китах», на которых стоит отрасль культуры в Череповце: это историко-просветительская деятельность, наши музеи и библиотеки; это дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства; это само профессиональное искусство – театры и концертная организация, и наконец, досуговая деятельность – череповецкие дворцы культуры. Каждый из этих «китов» – отдельный большой блок работы, и подход в работе по каждому направлению, соответственно, должен быть разным.

Череповец – индустриальный центр региона. Есть ли, на ваш взгляд, особенности у сферы культуры в промышленном центре?

На этот вопрос я всегда отвечаю так: безусловно, Череповец – город-труженик. Но ведь мы ведем свою историю не от создания металлургического комбината. В истории Череповца были и братья Верещагины, один из которых – прославленный художник-баталист, а второй – основатель российской молочной промышленности, изобретатель уникальной технологии вологодского масла; и Иван Андреевич Милютин, выдающаяся личность, городской голова, руководивший Череповцом почти полвека и сделавший очень многое для его экономического и культурного роста; и «король поэтов» Игорь Северянин, учившийся в Череповецком реальном училище, а каникулярное время проводивший в имении дядюшки под Череповцом; и известнейший кардиохирург Николай Михайлович Амосов – и многие другие видные деятели культуры, искусства, промышленности оставили свой след в истории города.

Камерный театр г.ЧереповцаЧереповчане любят свои музеи и свои театры: это череповецкий Камерный театр и Детский музыкальный театр, на спектакли которого ходят и дети, и взрослые (я сам, уже будучи взрослым, не раз посещал спектакли Алексея Николаевича Устинова и всегда поражался неизменно высокому уровню постановок ДМТ). Еще к слову о театре – каждый год благодаря поддержке «Северстали» в Череповец приезжают спектакли фестиваля «Золотая маска». В этом году нашим зрителям показали и несколько спектаклей фестиваля «Голоса истории».

Ну, а от металлургического направления в городе металлургов тоже никуда не уйти – поэтому мы активно наращиваем туристический потенциал в этом направлении. Не так давно у нас появился новый туристический маршрут «Череповец – ворота Железного поля». Самой яркой точкой маршрута стал открытый в прошлом году Музей металлургический промышленности, созданный по последнему слову техники. Я даже немного завидую сегодняшним подросткам, которые могут прийти в такой музей, где всё интерактивно, где всё можно подвигать, потрогать, примерить, где есть лаборатория, где доступно и интересно представлены все технологические процессы – это настоящий учебный комплекс. В индустриальный маршрут хорошо вписалась и интерактивная кузница, открытая на территории усадьбы Гальских этим летом, и фестиваль кузнечного дела «Огненных дел мастера», который впервые прошел на территории усадьбы в этом году и, возможно, станет ежегодным.

Насчет туристических брендов. У многих городов и районных центров области сейчас есть свои уникальные бренды: Великий Устюг – родина Деда Мороза, Белозерск – былинный город, Тарнога – столица меда... У Череповца таких брендов несколько: какой из них главный и как они уживаются между собой?

Прекрасно уживаются! Мы стремимся развивать разные направления, под запросы разных туристов. «Череповец – горячее сердце Русского Севера» – наш основной бренд, связанный с открытостью, гостеприимностью города, его индустриальной тематикой; сейчас активно развивается маршрут «Череповец – ворота Железного поля» – объединяющий металлургическую историю края с современностью (плюс связь с другими городами области – в первую очередь, с Устюжной «железнопольской»). Направление «Череповец – родина братьев Верещагиных» также нами не забыто. Все эти бренды вместе и каждый по отдельности говорят о разносторонности и многогранности историко-культурного и туристического потенциала нашего города. Череповец в числе пяти городов Вологодской области вошел в состав «Серебряного ожерелья России», что также говорит о его несомненной туристической привлекательности. По итогам 2016 года в туристическом направлении по программе импортозамещения лидером признана Вологодская область, а город Череповец с маршрутом «Горячее сердце Русского Севера» стал открытием для многих туроператоров. В прессе наш город назвали «город-загадка».

В Череповце в последнее время наблюдается тенденция поиска новых точек соприкосновения культуры и бизнеса. «Первыми ласточками» в этом сближении стали череповецкие музеи, на территории которых предпринимателям предлагается открыть свое дело. Расскажите подробнее о том, чтó сфера культуры и бизнес-сфера могут предложить друг другу и какие перспективы у этого сотрудничества.

Череповецкое музейное объединение сделало бизнесу ряд предложений о совместной работе. В основном, это размещение кафе на территории усадеб и домов-музеев – усадьбы Гальских, дома-музея Верещагиных и Дома-музея Северянина во Владимировке. Потому что это удобно и востребовано. Люди приехали на экскурсию, посетили усадьбу или дом-музей – и после этого, не бегая по городу в поисках точек общепита, тут же зашли в кафе. К примеру, идея открыть в Доме-музее Верещагиных молочное кафе подсказана самой жизнью: посетители, побывав в доме человека, занимавшегося технологией переработки молока, всякий раз задают вопрос о том, нельзя ли попробовать вологодской молочной продукции не выходя из стен музея. Конечно, такие объекты должны быть выдержаны в определенной стилистике, соответствовать музею, на территории которого они будут открываться. Результат должен получиться обоюдовыгодным – как для музеев, у которых увеличится число посетителей, так и для инвесторов, которые будут получать хорошую прибыль от проекта. И согласитесь, это красивый бизнес.

В Череповце проходит много ярких событийных мероприятий, на которые приезжают гости и из соседних областей. Начнем с того, что даже день города вы празднуете дважды...

Да, и оба раза, что называется, законно. Это связано с историей о том, что Череповец дважды становился городом: в первый раз этот статус ему присвоила («для пользы водяной коммуникации») Екатерина II в 1777 году, Павел I лишил его этого статуса, сделав посадом, а вернул Череповцу статус города уже его сын Александр I в 1802 году. Поэтому и день города мы теперь отмечаем дважды. В дни города у нас проходят крупные ярмарки: в летний – Воскресенская, в осенний – Милютинская. В рамках летнего дня города у нас проходит единственный в области фестиваль уличных театров – чрезвычайно интересное и яркое мероприятие, на которое съезжаются коллективы со всей страны. А еще благодаря ПАО «Северсталь» город с размахом отмечает День металлурга – каждый раз это яркие события, выступления звезд, фейерверки, множество зрителей. Есть у нас и свой рок-фестиваль «Время колокольчиков» – по названию самой известной песни  Александра Башлачева, одного из «отцов» русского рока, уроженца Череповца. Проходит фестиваль в конце мая, около дня рождения поэта. Этот проект также набирает обороты и становится с каждым годом всё более популярным.

Фото С.ТепловаВообще, нам хочется видеть Череповец как можно более красивым, ухоженным, чтобы в нем было комфортно нашим жителям – и интересно нашим гостям. И мы постоянно работаем в этом направлении. Сейчас ведется реставрация объекта культурного наследия «Дом Высоцкого», в который в перспективе переедет музей археологии; в ближайшем будущем планируется отремонтировать мемориальный комплекс «Дом-музей Верещагиных». Скоро в Череповце появится новая современная набережная… Хочется, чтоб к нам приезжало как можно больше туристов – потому что у нас, действительно, есть что посмотреть, о чем рассказать и чем удивить.