Галина Щекина: «Мы обсуждаем не человека, а буквы»

2016 Весна

Встреча с поэтессой Еленой Абакумовой в областной юношеской библиотеке им. Тендрякова. 2014 год. Фото из архива Галины ЩекинойГалина Щекина  писатель, член Союза российских писателей, финалист премии «Русский Букер» за роман «Графоманка». Долгое время руководила литературной артелью «Ступени», студией «ЛИСТ». Была официальным координатором конкурса «Илья-Премия» в Вологде. В 1993-2008 годах издавала вологодский литературный альманах «Свеча».

Галина Александровна, с чем мы имеем дело сегодня, когда говорим о литературных объединениях? Насколько распространено это явление? Насколько велика потребность в подобных сообществах?

ЛитО существуют как сами по себе, так и организованные «сверху», они есть почти при каждой районной библиотеке. В прошлом году мы были на фестивале Николая Рубцова в Емецке, так там в качестве участников было зарегистрировано 26 литобъединений из одного только Архангельска. Почему их много? Потому что много пишущих. ЛитО – это попытка обеспечить себя читателями.

ЛитО ставит перед собой цель воспитать профессионального литератора?

Думаю, нет. ЛитО – это поддержка пишущего человека на первом – и самом трудном – этапе, когда он барахтается, ищет направление. Если ты достаточно сильный, чтобы пробиться самостоятельно – дай-то Бог. Но не все таковы. И бывают периоды, когда не пишется. Тут ЛитО – возможность получить помощь, средство не впасть в депрессию. 

Галина Щекина

Какова доля образовательного момента в работе с участниками объединения?

В задачах ЛитО в целом, конечно, есть образовательный момент. В студии «Лист» сделан упор именно на это. У меня есть авторская программа работы с литературно одаренными людьми. Однажды у меня была идея сделать на базе своего ЛитО школу критика, я даже  программу составила. Среди участников это не нашло особого отклика: приходилось много читать – Эткинда, Меламеда, Давыдова, а читать не хотели, проявляли недовольство. Зато когда приехал Борис Панкин из Москвы – довольно сложный интеллектуальный поэт, тексты которого вызывают много  споров – участники литобъединения оказались к этому готовы, так как научились  выражать  свою  читательскую позицию. Приезжие на  встречах с  ЛитО отмечали высокий уровень читательской активности. И  на фестивалях «Плюсовая  поэзия» школа критика дала свои плоды при комментировании работ на семинаре. Но постепенно мы всё равно вернулись к прежнему формату: чтение рукописи – обсуждение. Хотя и это тоже критика – ведь речь надо готовить заранее.

Не секрет, что зачастую жизнеспособность ЛитО зависит от харизматичности его руководителя или лидера – это действительно главный фактор успешности?

Наверное, да, но это не навсегда. Состав участников меняется, поэтому и руководители должны меняться. Я нашему ЛитО «Ступени» отдала полжизни: для меня было делом чести не развалить его после Юрия Леднева и Михаила Сопина. Но такое многолетнее руководство имеет и обратную сторону: надоедаешь участникам. Вообще я убеждена: руководителей надо менять, чтобы они не бронзовели. У критика Сергея Фаустова даже была идея сделать плавающего ведущего, но это, к сожалению, не получилось.

Бывает ли так, что ЛитО оказывается «стартовой площадкой» для молодых писателей и поэтов, которые потом становятся признанными авторами?

Конечно. Ведь и Вячеслав Белков, и  Владислав Кокорин когда-то  учились у  Леднева  в  ЛитО. Александр Ломковский  начинал  писать в ЛитО. Школу ЛитО прошли и Ната Сучкова, и Мария Суворова, и Антон Чёрный, и я. Роман Елены Колядиной «Цветочный крест» впервые прозвучал на заседании ЛитО в 2009 году, а когда в 2010 году был напечатан, получил «Русского Букера». Из ЛитО вышел Валерий Архипов, который  теперь руководит«Ступенями». Один  из самых способных – начинающий писатель Василий Макаров, недавно  выпустивший  свою первую  книгу «Вслед за  автором». Похвальное слово надо сказать про  Александра  Соколова: он  руководит многочисленным ЛитО в клубе «Забота», получив положительный опыт в «Ступенях». С молодыми часто бывает, что они мощно начинают, но бросают всё на полпути, а женщины выходят замуж – и приоритеты у них меняются. Сейчас из подающих надежды молодых в ЛитО «Ступени» можно назвать Светлану Чернышову,  Надежду Леонычеву. ЛитО у нас  работает под эгидой  Союза российских писателей, лучшие потом становятся членами Союза.

Литературная студия «Лист» в гостях у театральной студии «Подросток». Фото из архива Галины Щекиной

Как в ЛитО обстоит дело с критикой текстов участников? Если, к примеру, стихи плохи, у автора не должно быть ненужных иллюзий на свой счет...

Не знаю, как у других, в ЛитО «Ступени» критика жесткая. Некоторые даже называли ее «кровавой» и уходили в другие объединения. Хотя я настаивала: мы обсуждаем не человека, а буквы! Причем критика таковой была всегда – по отношению и к слабым текстам, и к сильным. Мне самой доставалось наравне со всеми. Даже сейчас, когда я вроде научилась писать, меня жутко разнесли за пьесу о поэте и за недавний рассказ. Реакция на критику у всех, конечно, разная: кто-то принимает ее, соглашается, кто-то сразу уходит, обидевшись, кто-то остается, собирая себя «по клочкам». Лично я выбирала последнее.

Как быть с проблемой графомании? Как направить «в мирное русло» энергию человека, желающего писать, у которого писать не получается?

Бывают случаи, когда плохой поэт, научившись писать, становится вообще невыносимым. Как найти мирное русло для графомании, мне неведомо. Я всю жизнь жалела их, даже Василий Белов как-то сказал: «Сама графоманка и плодишь графоманов»... Были случаи, когда и плагиат обнаруживался: однажды нам принесли на обсуждение хорошее стихотворение, которое, как потом выяснилось, принадлежало Ольге Кузнецовой. Пришлось в лицо заявить человеку, что он уличен и разоблачен.

Что касается графоманов, я искренне надеялась, что нас рассудят время и читатели. Но часто оказывается, что именно у графоманов больше сил и энергии – следовательно, больше публикаций и наград. А из-за них к нам часто не идут по-настоящему одаренные люди – поэт Андрей Таюшев однажды сказал об этом на встрече в университете. Сейчас бы  я ответила ему, что хороших авторов у нас прибавилось, а послушать и обсудить наши тексты к нам стали заглядывать филологи из ВоГУ – Елена Титова, Людмила Якушева, Сергей Баранов. Это ли не показатель?

Какова мотивация большинства участников ЛитО сегодня? Насколько постоянен бывает состав ЛитО?

Люди все разные – ЛитО, соответственно, тоже. Даже в одном литобъединении постоянный состав – не более половины, остальные участники – временные: «прибиваются», плывут вместе какое-то время – и отчаливают. Много пенсионеров, это понятно: у людей освободилось время для себя. В «Ступенях» часто появляется молодежь, приходят многие из студии «ЛИСТ», но они не понимают до конца, что им нужно, ищут себя. Женщин, как правило, больше, и в учебной студии тоже. Раньше, когда ЛитО «Ступени» собиралось на подшипниковом заводе, большинство его участников составляли рабочие – теперь такого, конечно, нет. Мотивация у всех разная. Одни идут просто посмотреть, что это за «зверь» – ЛитО. Кто-то хочет помахать готовыми книгами. Я ходила в ЛитО потому, что это была моя жизнь. Мечтала о литературном коммунизме: «прочти меня, как я тебя» и так далее. Леднев в свое время встретил меня по-царски, читал по ролям мои первые рассказы, Сопин разбирал мои стихотворные и прозаические тексты, направлял. Для меня это были люди «в высшей степени», и я сама старалась поступать так же. Всегда приветствовала тех, кто старается понять коллегу по перу, готовит продуманные отзывы, находит плюсы и минусы. Помогала с публикациями. Надеюсь, эта работа не была напрасной.Фото из архива Галины Щекиной