12+

Ансамбль народной песни «Веселый лоскуток»

Ансамбль народной песни «Веселый лоскуток» Ансамбль народной песни «Веселый лоскуток» Ансамбль народной песни «Веселый лоскуток» Ансамбль народной песни «Веселый лоскуток»
  • Ансамбль народной песни «Веселый лоскуток»
  • Ансамбль народной песни «Веселый лоскуток»
  • Ансамбль народной песни «Веселый лоскуток»
  • Ансамбль народной песни «Веселый лоскуток»

Что может быть ближе душе русского человека, чем народная песня? Издавна она верный спутник наших предков. Минуты радости и печали, трудовые будни и праздничные дни неизменно были наполнены родной, как будто самой природой созданной, мелодией, близкой и понятной.

Мы беседуем с Ольгой Александровной Захаровой, руководителем ансамбля народной песни «Веселый лоскуток» Городского Дворца культуры города Вологды. Этот коллектив — один из немногих в нашем регионе, где дети занимаются не только народным пением, но и учатся игре на традиционных музыкальных инструментах, а также овладевают элементами народного танца.

— Ольга Александровна, расскажите, пожалуйста, с чего все началось?

— Началось все в 1995-96 годах, когда из малышей на базе театра «Маугли» была собрана небольшая группа, исполнявшая на различных мероприятиях детские песни. Изначально мы не планировали заниматься народным пением, но на выступлениях нас часто просили исполнить произведения именно народного творчества. В итоге мы разучили несколько таких песен и целый год с ними выступали. Затем родилась идея небольшого фольклорного спектакля. Постановка называлась «Веселый лоскуток». С тех пор это название закрепилось за нами. В следующем году ансамбль отметит свое 15-летие.

— То есть рождение ансамбля народной песни оказалось востребовано и получилось само собой?

— Совершенно верно. Серьезно заниматься народной песней мы стали спустя 3-4 года с момента создания коллектива. Вообще, мы с мужем по образованию баянисты, но по жизни песня не была мне чужда. В какой-то момент появилась необходимость углубить теоретические знания в данном направлении, я несколько раз проходила в Москве стажировку на курсах хормейстеров народного вокала, и уже затем, с опытом, пришло понимание того, что такое народное пение.

— Песня — это не единственное направление деятельности коллектива?

— Действительно, в нашем ансамбле дети проходят комплексное обучение. Помимо пения они изучают хореографию, актерское мастерство, играют на традиционных инструментах: баяне, гармонике, балалайке, жалейке. Я считаю это особенно важным. Кроме того, мы ставим спектакли, и если берем фольклорный материал, то преображаем его для сценической постановки, чтобы максимально заинтересовать зрителя. То есть мы не можем назвать себя стопроцентным фольклорным коллективом, так как нашей главной целью не является сохранение народных традиций в первозданном виде, в том виде, в каком они существовали в деревнях. Фольклор — это некий образ жизни, а наша главная цель — развить в ребенке творческие качества.

— Работая с фольклором, Вы используете региональный материал?

— Конечно, если мы участвуем в каком-то конкурсе, то стараемся брать за основу то, что характерно именно для нашей земли. Это могут быть и вологодские, и архангельские, и кировские песни, причем со всем присущим им колоритом. Для этого мы учим детей петь на диалекте. Также исполняем казачьи, украинские, белорусские народные песни, песни военных лет, патриотические. В программе есть даже народные негритянские песни. На сегодняшний день сложился достаточно разнообразный репертуар, состоящий не только из народной, но и авторской песни.

— За годы существования ансамбль стал лауреатом различных конкурсов общероссийского и даже мирового уровня, Ольга Александровна, какая награда дороже всего для вас, и какая, по вашему мнению, оказалась наиболее желанной для детей?

— Как для руководителя, самая главная награда — это верность детей общему делу. В старшей группе есть ребята, которые занимаются с момента основания коллектива. Среди наших выпускников есть профессиональные артисты и музыканты. Так, выпускница нашего ансамбля Марина Зайцева солирует в «Русском Севере», еще несколько ребят заканчивают музыкальный колледж. Видимо, мне удалось привить им любовь к песне, к творчеству в целом. Родители детей младшей группы нередко бывают удивлены, когда во время концерта видят на сцене вместе со своими малышами взрослых девушек и ребят, старших участников коллектива. Это служит примером для детей, говорит о том, что им есть куда расти.

Мы дважды становились лауреатами Всероссийского конкурса «Самоцветы России», стали обладателями Гран-при международного конкурса «Юность» в 2005 году, лауреатами международных конкурсов в Венгрии («Созвездие Будапешта») и в Словакии, участвовали в проведении Дней российской культуры в Чехии в 2006 году. В этом году мы ездили с главой города Вологды в Финляндию представлять наш регион. Часто выступаем на выставках различного уровня, в каком-то смысле нам удалось стать визитной карточкой города. На такие мероприятия мы ездим в народных костюмах, исполняем наши северные песни.

Самой долгожданной наградой для ребят, на мой взгляд, стало участие в Днях российской культуры в Чехии, где мы выступали на одной сцене с профессионалами.

— Как Вы считаете, какую роль играет «Веселый лоскуток» в жизни его участников?

— Главное — это личные отношения между детьми, которые формируются внутри коллектива. Выступление для них — праздник, возможность собраться вместе, пообщаться. Ребята становятся друзьями. Особенно крепнет их дружба, когда они куда-то надолго едут вместе. Дети, которые занимаются у нас, очень живые, веселые, причем как на сцене, так и вне ее. Среди ребят много ярких личностей, есть и настоящие самородки.

— А чем стал ансамбль для вас?

— Для меня это, прежде всего, семейное дело. Мой муж — баянист ансамбля, дети — участники. Когда все заняты одним делом, это накладывает большой отпечаток на семейные отношения, сплачивает и укрепляет их. Получается, что мы проводим больше времени вместе. Стирается грань между работой и домом, все становятся членами большой семьи, мы очень привязываемся к детям, переживаем за них, как за родных.

— Способна ли, на ваш взгляд, народная песня стать ценностным ориентиром в жизни юных участников коллектива?

— Думаю, да. Народная песня имеет глубокие духовные корни. Каждый человек, будучи еще ребенком, так или иначе, становится носителем элементов народной культуры. Через воспитание, художественную литературу он приобретает свою духовную основу, то, от чего всю последующую жизнь будет отталкиваться и чем будет в своих действиях руководствоваться... Затем, когда ребенок взрослеет, народная песня способствует пробуждению этих корней, тревожит лучшие, глубинные чувства в человеке. Порой понимание этого детьми и их родителями происходит, к сожалению, не сразу.

— Часто ли возникают трудности на творческом пути?

— Основная трудность состоит в том, чтобы заинтересовать детей. Народная песня — не самое модное увлечение среди молодежи на сегодняшний день, а коллектив не может существовать без детей. В то же время, необходимо соблюсти чувство меры: сохранить самобытность народной песни, не превратить ее в блестящий фантик, идя на поводу у зрителя, — его, на мой взгляд, также необходимо воспитывать.

— Ольга Александровна, в завершение, могли бы вы дать общую оценку коллектива?

— Оценивает в первую очередь зритель, и в этом смысле главное — это степень востребованности ансамбля. Конечно, мы стараемся работать на результат, но самое важное, как мне кажется, — сам процесс. Наша цель не итоговая оценка, а то, чтобы ребята были в работе, чтобы коллектив жил, развивался. В конечном счете, наградой за это становятся счастливые лица детей.

Максим Горденко, 2011 год

Поделиться
Плюсануть
Класснуть