12+

Прогулка с «птицами-небылицами»

Говорят, что птицы на зиму улетают на юг. Теперь мы знаем, что это неправда – редакция cultinfo побывала на выставке «Птицы-небылицы» в Музее кружева. Всех птиц не сосчитать, поэтому расставляем некоторые акценты и рекомендуем вам сходить на выставку, пока все пернатые на месте.

Райские сирины, алконосты, величавые павы, мифические фениксы, скромные голубки, гордые орлы, жар-птицы, изящные лебеди, а также забавные петухи и чу́дная сова... На зимовке в Музее кружева собрались совершенно разные птицы. Они настолько искусно вплетены в композиции, что вы будете удивлены, внезапно обнаружив их среди растительных и цветочных узоров. Дополняют удивительную кружевную панораму вышивка, керамика, росписи, шемогодская береста – тоже с птичьими мотивами.

В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982. Фрагмент В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982. Фрагмент В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982. В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982. Фрагмент В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982. Фрагмент Доска набойная. Кон. 19 - нач. 20 вв. Заказник. Фрагмент. Вологодская губерния, Каргополь. 19 век. К. Шергина. Тарелка. Шемогодская резьба. Панно «Звездное кружево Севера». Фрагмент. Автор М. Медкова, исполнитель Е. Зубкова. Скатерть набойчатая Т. Чистякова. Тарелка декоративная «Птица» Шарф кружевной. Нач. 20 века. Вологодская губерния.
  • В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982. Фрагмент
  • В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982. Фрагмент
  • В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982.
  • В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982. Фрагмент
  • В. Веселова. Кружевная скатерть «Птицы-небылицы», 1982. Фрагмент
  • Доска набойная. Кон. 19 - нач. 20 вв.
  • Заказник. Фрагмент. Вологодская губерния, Каргополь. 19 век.
  • К. Шергина. Тарелка. Шемогодская резьба.
  • Панно «Звездное кружево Севера». Фрагмент. Автор М. Медкова, исполнитель Е. Зубкова.
  • Скатерть набойчатая
  • Т. Чистякова. Тарелка декоративная «Птица»
  • Шарф кружевной. Нач. 20 века. Вологодская губерния.

Название выставке дала одноименная кружевная скатерть Веры Веселовой. В 1970-е была тенденция к геометризации, и большое произведение обычно делилось на ярусы или клетки. Сначала кружевные квадраты должны были заполнить звери, но это показалось Вере Дмитриевне «грубовато и как-то сердито». Поэтому в кружевные «клетки» прилетели птицы со старинных прялок и вышивок. Двух художница придумала сама, так что на этой скатерти нет ни одной одинаковой птички. В год 100-летия со дня рождения Веры Веселовой выставка в Музее кружева заслуженно названа в честь этого шедевра.

Кружевная чудо-птица Кружевная чудо-птица Кружевная чудо-птица Кружевная чудо-птица Кружевная чудо-птица Кружевная чудо-птица Кружевная чудо-птица
  • Кружевная чудо-птица
  • Кружевная чудо-птица
  • Кружевная чудо-птица
  • Кружевная чудо-птица
  • Кружевная чудо-птица
  • Кружевная чудо-птица
  • Кружевная чудо-птица

Птичка, спорхнувшая с панно Ангелины Ракчеевой «Вологда», пять лет назад стала визуальным символом бренда Вологодской области «Душа Русского Севера». На выставке представлена целая «стая» кружевных чудо-птиц, созданных по итогам конкурса в 2015 году. Сколки были подготовлены художниками Марией Медковой и Ириной Зубаревой, а кружевницы постарались отразить в работах традиционные узнаваемые орнаментальные мотивы вологодского кружева и при этом подарить своей птичке неповторимость образа.

Г. Мамровская. Скатерть «Лето». 1990. Фрагмент В. Ельфина. Панно «Поющее дерево». 1980. Фрагмент В. Ельфина. Панно «Первое свидание».1984 В. Ельфина. Панно «Первое свидание».1984. Фрагмент В. Ельфина. Панно «Поющее дерево». 1980. Фрагмент В. Веселова, В. Кордюков. Панно «Муза Батюшкова». 1987. Фрагмент
  • Г. Мамровская. Скатерть «Лето». 1990. Фрагмент
  • В. Ельфина. Панно «Поющее дерево». 1980. Фрагмент
  • В. Ельфина. Панно «Первое свидание».1984
  • В. Ельфина. Панно «Первое свидание».1984. Фрагмент
  • В. Ельфина. Панно «Поющее дерево». 1980. Фрагмент
  • В. Веселова, В. Кордюков. Панно «Муза Батюшкова». 1987. Фрагмент

Интересен не только образ птицы на кружевных изделиях, но и сами панно. «Поющее дерево» Виктории Ельфиной воплощает архаичный образ мирового древа, соединяющего три мира. На ветвях расположились птицы, которые символизируют радость и благополучие. «Первое свидание» показывает встречу девушки и юноши в прекрасном саду, за влюбленными подсматривают птицы, напевая им мелодию счастья и предвещая будущую совместную жизнь. Птица как символ вдохновения расположилась на панно «Муза Батюшкова», созданном Верой Веселовой и художником Владимиром Кордюковым. Услышать радостную мелодию и вдохнуть аромат распустившихся цветов можно возле панно «Лето» Галины Мамровской.

Т. Соколова. Сирин. 2017 Лубок «Алконост». Нач. 20 в. Лубок «Птица Сирин». Сер. 19 в. Панель иконостаса с изображением райской птицы Щур. Каргополь.18 в.
  • Т. Соколова. Сирин. 2017
  • Лубок «Алконост». Нач. 20 в.
  • Лубок «Птица Сирин». Сер. 19 в.
  • Панель иконостаса с изображением райской птицы Щур. Каргополь.18 в.

Если вы до сих пор не знаете, как выглядит птица счастья, то пора знакомиться с Сирином – мифической райской птицей с женским лицом. Именно она считалась птицей радости, счастья и удачи. Но будьте осторожны: ее райское пение пленяет настолько, что слушающий забывает всё на свете. Алконоста – птицу печали – также можно встретить в музейных залах. Образы этих птиц были настолько распространенными и укоренившимися в народном сознании, что христианская церковь оставила этих привычных покровителей, правда, уже с нимбом надо головой. Обратите внимание на «Сирина» Татьяны Соколовой во втором зале – эта птичка заворожит вас не только своим голосом, но и необыкновенной красотой.

Фрагмент кокошника. 19 век Полотенце домотканое. Фрагмент. Тотемский уезд, Тарнога, нач. 20 века Полотенце. Кичменгско-Городецкий район
  • Фрагмент кокошника. 19 век
  • Полотенце домотканое. Фрагмент. Тотемский уезд, Тарнога, нач. 20 века
  • Полотенце. Кичменгско-Городецкий район

Напоследок предлагаем рассмотреть северную вышивку, где птица была одним из любимейших образов. В свадебных полотенцах часто встречается птица-пава, олицетворяющая женское начало – вы же помните Пушкина: «А сама-то величава, / Выступает, будто пава...» Этот узор является пожеланием счастливого замужества и благополучной личной жизни. Мотив лебедя или утицы можно встретить в узорах головных уборов и повязок. Да и само название «кокошник» происходит от древнерусского «кокошь», что значит курица. Кстати, о курицах – попробуйте заметить их с первого раза на полотенце из Кичменгско-Городецкого района...

Поделиться
Плюсануть
Класснуть