5 сентября в Вологодской областной универсальной научной библиотеке им. И.В.Бабушкина состоялся традиционный Педагогический совет руководителей образовательных учреждений культуры и искусства Вологодской области на тему «Управление развитием и качеством начального и среднего профессионального художественного образования в целях обеспечения его конкурентоспособности». Кроме руководителей образовательных учреждений сферы культуры, в работе педагогического совета приняли участие заместители глав муниципальных образований, курирующих социальную сферу, руководители органов управления культуры Администраций городского и районного самоуправления.
На педсовете обсуждались актуальные проблемы развития художественного образования, в том числе: состояние и сохранение сети образовательных учреждений, поиск механизмов и путей совершенствования системы художественного образования в Вологодской области, трансляция передового педагогического опыта. Важнейшей темой обсуждения стал вопрос о повышении конкурентоспособности начального и среднего профессионального художественного образования в современных рыночных условиях, действия федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», процессе вхождения России в Болонскую конвенцию.
Центральным событием педсовета стал доклад начальника департамента культуры Вологодской области Валентины Васильевны Рацко «Проблемы, ресурсы и механизмы совершенствования системы детского художественного образования в Вологодской области».
В начале своего выступления В.В. Рацко подчеркнула, что новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. В системе российского образования учреждение художественного образования занимает особое место, поскольку выполняет две наиважнейшие функции: как первая ступень профессионального образования в сфере культуры и искусств, и как вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие творческих способностей, общей культуры учащихся.
В период реформирования российского образования школы дополнительного образования оказались наименее защищенным звеном в силу обострения противоречий между заявленными приоритетами государства в области художественного образования и реальной практикой обеспечения жизнедеятельности образовательных учреждений сферы культуры. В.В. Рацко отметила, что сегодня задача всех заинтересованных ведомств, руководителей администраций на региональном и муниципальном уровнях сохранить действующую систему детского художественного образования. И это означает не только обеспечение финансовыми средствами, но и стратегическое планирование развития детских школ искусств, нормативно-правовое регулирование, социальную защиту, информационную поддержку, методическую помощь.
Актуальным на сегодня является вопрос определения перспектив развития художественного образования, вопрос о структурных преобразованиях в системе профессионального образования в рамках участия России в Болонском процессе. В.В. Рацко подчеркнула, что величайшие достижения в области искусства были бы невозможными без уникальной системы отечественного образования, той вертикали, которая состоит из трех последовательных ступеней - школа-училище-вуз. Сегодня нас активно включают в европейско-болонский процесс, однако эта двухуровневая система не применима ни в среднем, ни в высшем звене российского художественного образования, которое должно сохранять свои традиции и ни в коем случае не копировать западную систему.
Важной тенденцией современности, по словам В.В. Рацко, является то, что в условиях существующей государственной поддержки российской системы художественного образования все большее количество образовательных учреждений для решения своих задач отдают предпочтение использованию рыночных подходов и инструментов, новым технологиям менеджмента. Образовательные учреждения, действуя в рыночной среде, вынуждены вырабатывать собственную программу, т.е. стратегию и тактику выживания и развития. Поэтому, говоря об образовательном учреждении в целом, необходимо учесть, что оно в силу своих социальных связей и возложенной миссии уже сегодня формирует программы воспитания молодого человека, конкурентоспособного в будущем. Перестройка образовательных учреждений культуры и искусства в соответствии с новыми требованиями определяет необходимость перестройки в сознании, в первую очередь, руководителей образовательных учреждений, их соответствующей подготовки и переподготовки. На сегодня в области создана достаточно эффективная система повышения профессионального уровня работников образовательных учреждений культуры, рассчитанная на длительную перспективу. Проблема качественно подготовленных кадров, способных ориентироваться в современной ситуации, - одна из самых актуальных с точки зрения кадровой политики.
Начальник департамента культуры подчеркнула, что перед учреждением художественного образования стоят сложные задачи. Оно должно одновременно ориентироваться на элитарное образование одаренных детей, направленное на появление в дальнейшем профессионалов в той или иной сфере культуры, но, в то же время, выполнять социальную функцию, приобщать к художественному образованию всех желающих, реализовывать государственную политику, согласно которой каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование.
Развитие школьного дела показывает, что управляемая извне школа не в состоянии полноценно выполнять возложенные на нее задачи, т.е. обеспечить надлежащее качество образования. Путь к новой школе лежит через повышение квалификации педагогов, их профессиональное и творческое саморазвитие. Кроме того, художественное образовательное учреждение должно стать активным участником рынка – предлагать и реализовывать услуги, основываясь на современных технологиях менеджмента и маркетинга. По словам начальника департамента культуры, в итоге мы должны получить систему образования, неотъемлемым свойством которой станет способность к самосовершенствованию.
По своему докладу В.В. Рацко сделала вывод о том, что если школы искусств хотят сохраниться как особенный вид образовательных учреждений и быть конкурентоспособными в современных экономических и социальных условиях, они должны очень точно сформулировать, к каким результатам они стремятся, определить пути их достижения, найти точный баланс между запросами общества (детей и родителей) и сохранением традиционных форм учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим необходимо совершенствование образовательной деятельности, непременными условиями которой должны быть: развитие системы вариативности образования, развитие практико-деятельного подхода в образовании, развитие школы искусств как особой воспитательной среды.
Также в докладе начальника департамента культуры В.В. Рацко прозвучали цифры, характеризующие состояние художественного образования в области сегодня, анализ деятельности образовательных учреждений культуры. Были затронуты вопросы финансирования и материально-технического обеспечения, комплектования кадров, аттестации и аккредитации учебных заведений.
С докладами по обозначенным проблемам выступили: Раиса Николаевна Азарова, доктор педагогических наук, и.о. профессора кафедры новых технологий активного обучения исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ, Ольга Леонидовна Гузакова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории менеджмента ВГПУ, Марина Витальевна Коробова, начальник отдела аттестации и аккредитации управления контроля качества образования департамента образования Вологодской области, представители начального и среднего профессионального художественного образования г.Вологды.

По информации департамента культуры Вологодской области

Азарова Раиса Николаевна, доктор педагогических наук, и.о профессора кафедры новых технологий активного обучения исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ (г. Москва):
– Оценивать сегодняшний педсовет можно только с самых высоких позиций. Вологодская область является одной из перспективных по овладению новыми методами управления в образовательных учреждениях культуры и учреждениях культуры. Это сегодня было продемонстрировано и в докладе начальника областного департамента культуры Валентины Васильевны Рацко, и в выступлениях всех коллег – руководителей образовательных учреждений культуры, где прослеживалась тенденция к использованию новых методик, новых технологий управления. Зная Вологодскую область с разных сторон деятельности, имея возможность участия в подобных мероприятиях в других регионах России, я могу сравнить ситуацию у вас и там, и еще раз подтвердить, что Вологодчина развивается творчески, научно, методологически очень динамично. Сегодняшнее мероприятие прошло на высоком научно-теоретическом и практическом уровне.

Серебренник Наталья Анатольевна, руководитель ОУМЦ по художественному образованию:
– Педсовет в этом году в плане последовательности и системности очень хорошо выстроен. Внимательно слушая все доклады, мы понимали, что мы все говорим об одном, мы ставим единые задачи и цели, у нас единые требования. Мое выступление было посвящено приоритетному направлению деятельности Областного методического центра по художественному образованию – научно-методической обеспечению детских школ искусств. Доклад начальника департамента культуры В.В. Рацко был ярким и интересным, очень содержательным, в нем было представлено очень много цифр, дающих четкую картину не только тенденций развития областных образовательных учреждений культуры, но и общероссийских тенденций. А комментарии В.В. Рацко по материалу и содержанию всегда очень ценны и интересны.

Теги: департамент культуры

Новости по теме