Поважьем издревле называлась местность в междуречье Ваги и Вели – рек, впадающих в Северную Двину. Эта местность всегда обладала самобытными чертами культуры, была известна крупными ярмарками. Некогда все Поважье входило в состав Вологодской области, но в результате изменения административно-территориального деления крупный город Вельск был присоединен к Архангельской области, при этом духовная общность Поважья сохранилась. К примеру, Ученики Вельских школ посещают все выставки в Доме художника имени Михалева в Верховажье, еще одном крупном историко-культурном центре Поважья.

Основу художественной коллекции Вельского музея составляют произведения троих местных самодеятельных художников – Василия Кулакова (1867-1945), Алексея Куклина (1883-1954), Константина Третьякова (1896-1983). Именно их произведения и представлены на выставке. Небольшая и на первый взгляд неброская выставка наивного искусства на самом деле является высокохудожественной и документально-исторической. За представленными на ней работами стоят непростые судьбы авторов, неразрывно связанные с судьбой нашей страны начала ХХ века, русского крестьянского мира, который всегда был материальной, духовной и творческой основой России. Кроме того, выставка «Краски Поважья» еще раз напоминает зрителям, что творческий потенциал человека – это сила способная преодолевает многие преграды и обстоятельства.

Все три автора, чьи работы представлены на выставке, являются выходцами из крестьянской среды, все учились в иконописной школе на Соловках, и, конечно же, всех троих объединяет время. Начало ХХ века – Мировая война, революции, разрушение старого уклада жизни, последующие события, приведшие к коллективизации, репрессиям, сильно отразились и на художественной жизни страны, вызвав идейный всплеск, как в элитарной культуре, так и в народной. Вельские художники-самоучки В. Кулаков, А. Куклин, К. Третьяков и являются яркими представителями этой народной культуры, чье творчество во многом вызвано и определено временем. В их творчестве живет искренность, открытость, образность, неиссякаемая радость и жизнестойкость свойственные именно народной культуре. Василий Кулаков, чья этнографическая коллекция, национализированная в годы революции, стала основой Вельского музея, писал стихи, интересовался древней историей края и писал пейзажи мест уникальных в этом отношении – «Высокий обрыв на правом берегу Ваги», «Река Кокшеньга», «Курган близ деревни Кузнечиха». Алексей Куклин писал портреты своих земляков – «Портрет А.П. Афанасьева», «Портрет В.Ф. Кулакова», «Мужской портрет», и по сей день во многих семьях Вельска хранятся его работы. Бывший иконописец занимался еще и оформлением советских учреждений к праздникам и имел право писать портреты партийных вождей. Константин Третьяков создавал жанровые работы, при этом спектр его сюжетов очень широк – здесь и повседневный крестьянский труд, бытовые сценки, и становление Советской власти на Севере – «И в низенькой избенке загорелся электросвет!», «На исповеди. Перед Великим Постом», «Село Благовещенское в 1918 году», «1919 год. Бойцы седьмого летучего отряда перед походом на Шенкурск». Пробовал себя художник и в архитектурном пейзаже – «Вологда 1970-е», «Архангельск с Двины в прошлом».

Ольга Реброва

Теги: мастерская Пантелеева

Новости по теме