«Взгляд – это собранная жизнь за какое-то количество лет, это определенное количество прочитанных книг, услышанной музыки, увиденного изображения. И чем мы можем обменяться на улице, когда идем и встречаем незнакомых людей? Только взглядами. Сегодня я смотрю на ваши лица и думаю: здешние, простые человеческие лица. И это очень хорошо»,- такими словами приветствовал вологодских зрителей режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн, встреча с которым состоялась 21 апреля в зале Вологодской областной филармонии имени В. Гаврилина. Пригласила к нам на Вологодчину этого интересного человека редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитриевская, которая сама родом из Вологды. Встреча с известным режиссером-мультипликатором проходила в рамках проекта «Вологодские пенаты».

Юрий Норштейн первый раз на Вологодской земле, которая воспринимается им через творчество Шаламова. Режиссер признался, что увидел синее небо, живое пространство, какого уже нет в его родной Москве, поэтому надеется, что поездка в Вологду подействует терапевтически.

Зал филармонии собрал немало желающих пообщаться с Юрием Норштейном, здесь были и взрослые, для которых важен философский разговор с творческим человеком, его мироощущение, и ребята, которые с нетерпением ждали любимых мультфильмов.

Вопросы из зала не иссякали - вологодская публика никак не хотела отпускать такого собеседника. Интересовались и японскими увлечениями, и политикой, и моментами, что особенно запомнились и кардинально повлияли на жизнь режиссера, и творческими планами.

Всегда считалось, что мультфильмы создаются чаще всего для детей, но с этим можно поспорить. К детям у Юрия Норштейна особое отношение: детские переживания сильнее взрослых, потому что ребенок не знает о другой части жизни, к которой его должны подвести взрослые. Если до 5 лет ребенок окажется в пространстве нужных слов, нужных ритмов, то гораздо меньше вероятность того, что он вырастет плохим человеком. Но сам режиссер, как он признался, делает мультфильмы прежде всего для себя, и лишь потом раскрываются новые грани содеянного, как было с «Ежиком в тумане».

Конечно, для многих имя мультипликатора связано, прежде всего, именно с этим мультфильмом, без вопросов о котором вологодская публика выдержала час, но в конце концов не удержалась. И хотя Юрий Норштейн не любит говорить о «Ежике», на все вопросы ответил. По его словам, он старается не поддаваться этому «игольчатому существу», так как прельстить себя самому легко. А вообще, «Ежика» выбрали из сорока сказок, предложенных Сергеем Козловым, оттого что в нем слышны отголоски японской поэтики, а искусство востока всегда привлекало Юрия Норштейна. В последствии выяснилось, что эту нарисованную сказку используют в качестве медицинского пособия, потому что туман стал метафорой фобий, через которые проходит человек и реагирует точно так же, как ежик, выходящий из тумана и встречающий на своем пути медвежонка.

Гость поделился со зрителями историями из жизни, рассказал, как пришел к режиссуре. Оказывается, до 25 лет он все время отдавал живописи, и кинематограф стал своеобразной рифмой, рефлексией, ответом на то, что не случилось в живописи. И сейчас эпиграфом к его работе служат гамлетовские строки: «Из жалости я должен быть жесток», - ибо нужно уметь умерять творческие амбиции в угоду общей гармонии. Вообще, этот талантливый человек может рассуждать на любые темы, и каждое его высказывание подобно философской сентенции.

Закончился вечер показом мультфильмов «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане». Кроме того, у зрителей была уникальная возможность оценить фрагмент неоконченной картины «Шинель».

После мероприятия зрители просто атаковали Юрия Норштейна с просьбами автографов, режиссер искренне написал пожелания каждому желающему. Будем надеяться, что наш провинциальный городок останется в душе этого художника как тихая «сказка сказок», какой она является для многих вологжан.

Влада Шиловская,
Ирина Кузнецова

Теги: Юрий Норштейн, Вологодские пенаты