В число экспонатов выставки которой вошли шедевры из коллекций Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников.

На выставке экспонируются 128 памятников русской истории и культуры из десяти музеев и библиотек Северо-Запада России. Из Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - 14 икон из праздничного и деисусного рядов иконостаса Успенского собора 1497 года и пелена "Явление Кириллу Белозерскому Богоматери в Московском Симонове монастыре" 1620-35 гг. Из собрания Вологодского музея-заповедника на выставке представлены два произведения, по праву считающиеся раритетами в ряду высокохудожественных памятников древнерусского искусства России: икона «Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием» (Дионисий, около 1503 года. Дерево (липа). Поволока, левкас, темпера. 139,5 х 111 х 3,1 см) и силуэтный горельеф «Чудо Георгия о змие» (вторая половина XVI века. Дерево, грунт (левкас), полихромия (темпера, позолота). 64,5 х 57,3 х 9,2 см).

Преподобный Дмитрий Прилуцкий почитается как небесный покровитель Вологды, общерусское прославление которого установлено после 1450 года. Образцом для поясного изображения в среднике, вероятно, послужила более ранняя надгробная икона святого, по преданию написанная святым Дионисием Глушицким и увезённая в 1487 году по повелению Ивана III в Москву для помощи русским войскам в походе на Казань. В связи с торжественным возвращением иконы святого Димитрия Прилуцкого в Вологду в 1503 году установлен соответствующий этому знаменательному событию местный праздник (15 июня).

Происхождение и первоначальное бытование горельефа неизвестно. В собрание Вологодского государственного музея-заповедника памятник поступил из музея Иконописи и церковной старины, который был открыт в Вологде в 1918 году в результате реорганизации епархиального Древнехранилища. Горельеф «Чудо Георгия о змие» относится к типу киотной скульптуры. По-видимому, кроме фигуры всадника на коне в киоте было и резное изображение поражаемого им змия. Несмотря на утрату многих элементов композиции, образ Георгия производит достаточно цельное впечатление, выразительно передаёт содержание сюжета. Выражение духовной сосредоточенности, лиричность, мягкость и сглаженность трактовки роднит этот образ с центральнорусскими произведениями XV–XVI веков, не вызывает сомнений и влияние на произведение традиций северной деревянной пластики, отличающейся некоторой наивностью исполнения и большим архаизмом.

В отличие от иконы, которую во Франции увидят впервые, скульптура уже экспонировалась в Париже на выставке 1974 года.

Выставка «Святая Русь: русское искусство с древнейших времён до эпохи Петра I» проходит в рамках мероприятий Года России во Франции и Года Франции в России и будет открыта для посещений до 24 мая.

Теги: Лувр, вологодский музей-заповедник, Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Вологодский и Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме