5 марта в Шаламовском доме Вологодской областной картинной галереи открылась персональная выставка цветных монотипий заслуженного художника России Николая Ивановича Мишусты «В плену очарований».
Выставка, посвященная образу женщины, является своеобразным подарком художника своим современницам-вологжанкам к Международному дню 8 марта.
Издревле художники посвящали свои произведения образу женщины, выражая этим идеал красоты своего времени, формулируя этические и эстетические пристрастия поколений, тем самым характеризуя отношение современников к истории и дню сегодняшнему.
Достойное воплощение находит эта тема и в творчестве вологодского мастера, графика и живописца Николая Мишусты. Языком современного искусства он раскрывает своего рода историческую ретроспективу трактовки женского образа, начиная с искусства Древней Греции и Вавилона, доводя ее до наших дней. Это обращение к истории дает художнику богатейшие возможности образного и художественного раскрытия темы женской красоты.
Графичность и выразительность жеста подчеркнуты им в работе, посвященной гордому образу царицы Египта Клеопатры, таинственность и богатство цветовой разработки придают особый пафос библейским сюжетам с женскими персонажами Рахилью, Лией или Вирсавией. Не обходит стороной художник и русскую тематику, трактуя образ северной красавицы в традициях знаменитой «кустодиевской» манеры письма начала ХХ века.
Обращение к женским персонажам позволяет Николаю Мишусте широко использовать аллегорический язык для решения образных задач своих произведений. Этот метод находит отражение и в целомудренной теме материнства, и в аллегорическом образе юной Весны, украшающей свои волосы нежными цветами, и в зрелой женской фигуре, символизирующей собой Лето, изображенной рядом с пышным натюрмортом из цветов и фруктов.
С увлечением художник разрабатывает фантазийные композиции, насыщенные историческими бытовыми деталями, будь то изображение дам-соперниц в пышных кринолинах XVIII столетия или обобщенные женские портретные типажи в нарядных костюмах и шляпах с перьями и цветами XIX века, романтические конные прогулки влюбленных или свидания в садах.
Необходимо отметить еще один важный аспект, объединяющий все произведения художника, представленные на выставке. Это особое возвышенное отношение автора к избранной теме, в основе которого лежит идея передачи красоты и гармонии женской натуры.
В последние десятилетия любимой техникой художника стала монотипия. Именно эта область графики, по мнению автора, позволила ему во всей широте проявить свои профессиональные возможности, раскрыть свою творческую индивидуальность. Монотипия, в отличие от других видов гравюры, не может быть тиражирована. В процессе работы художник получает единственный эксклюзивный оттиск. И потому, фактически относясь к печатной технике, монотипия вобрала в себя достоинства оригинальной графики, а, кроме того, и живописи. Художник, работающий с монотипией, должен обладать и графическим чутьем, и тонким цветовидением.
Эти два начала: дисциплинированность и эмоциональный всплеск – отличают и творческий, и человеческий характер вологодского художника Николая Мишусты. Уникальный метод создания многослойной монотипии, выработанный Николаем Мишустой, сродни методологии живописцев классической школы, создававших свои произведения поэтапно, от эскиза, через подмалевок к лессировкам. Отсюда та глубина живописного тона, то внутреннее свечение, что поражает нас в работах современного вологодского художника.
Мишуста Николай Иванович
Заслуженный художник Российской Федерации.
Родился в 1953 году в селе Николаевка Петропавловского района
Днепропетровской области. Окончил Одесское государственное
художественное училище им. М. Б. Грекова (1970-1976), затем Украинский
полиграфический институт им. Ивана Федорова во Львове (1977-1983).
Участник выставок с 1978 года. Член СХ России с 1993 года. С 1978 года
постоянно живет в Вологде. Произведения художника находятся в музеях
Вологодской области, в частных собраниях России и за рубежом.
Награжден:
Почетным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре»
(2002),
Дипломом Российской Академии художеств (2003),
Серебряной медалью Российской Академии художеств (2007).