Франция стала ближе к Вологде благодаря новой выставке «Меняющийся образ меняющейся моды» - «Image changeante de la changeante», открытие которой состоялось 14 апреля 2010 года в художественном отделе Вологодского музея-заповедника.
Выставка организована в рамках Года России во Франции и Франции в России.
Этот проект в Вологде представил музей «Московский Дом фотографии»
Мультимедийного комплекса актуальных искусств.
Экспозиция состоит из двух разделов – яркие красочные фотографии Франсуазы
Югье из серии «Забывая о моде» и мрачные черно-белые снимки Жерара Юфера из
серии «Материя грез». Казалось бы, такие разные, но в то же время и такие
близкие, коллекции фотографий двух разных художников объединяет Ее
Величество Мода. И даже не сама мода в полном ее смысле, а то, что она
скрывает, что не всегда удается увидеть обычному поклоннику этого вида
искусства. Именно такие скрытые моменты заметили и показали через объектив
фотоаппарата Франсуаза Югье и Жерар Юфера.
Каждая фотография – особая философия, каждый элемент на ней окутан тайной.
Показана не просто модель и новое платье от кутюрье, а то, как эта модель
подает это платье, как непроста подготовка к самой церемонии показа. Через
эти фотографии раскрываются не столько одежда, сколько жизнь через одежду –
каждый элемент, каждый жест олицетворяет особую атмосферу этой индустрии.
В экспозиции представлено 52 фотографии, которые не только рассказывают о
наиболее интересных моментах в истории французских Домов Мод, но и
раскрывают философию моды.
Чёрно-белые фотографии Жерара Юфера знакомят с коллекциями прет-а-порте и
высокой моды таких известных кутюрье, как Валентино, Джанфранко Ферре,
Жана-Поль-Готье, Джона Гальяно, Кристиана Лакруа, Виктора & Рольфа, Сони
Рикель и других дизайнеров. Эти коллекции демонстрировались в Париже,
Милане, Лондоне, Нью-Йорке и получили высокую оценку специалистов. А цветные
фотографии Фрацуазы Югье показывают во всех красках элементы костюма. Автор
имеет особую тональность в работе с цветом. И фотография не столько цветная,
сколько световая, с использованием возможностей и цвета, и света – такая
своеобразная игра с доведением до абсурда, до абсолюта.
Благодаря этим фотографиям древние стены Вологодского кремля приобрели новое
«звучание», а атмосфера приблизилась к современности. Заместитель директора
музея «Московский Дом фотографии» Елена Мисаланди на открытии выставки
отметила: «Это наш первый опыт общения с Вологдой, и он удался. На этой
выставке мы представляем вам своих любимцев. С Франсуазой Югье и Жераром
Юфера мы работам с 2001 года. Эти авторы – постоянные участники всех наших
фестивалей и проектов, которые мы возим по городам России. И мы рады, что
сотрудничество с Вологдой мы начали именно с этой выставки. Само
пространство Вологодского кремля, суровые аскетичные стены продиктовали свои
правила игры, и выставка этих фотографов здесь разместилась очень удачно».
Выставка «Меняющийся образ меняющейся моды» будет работать в художественном
отделе Вологодского музея-заповедника до 30 мая.
Ирина Сорокина
Для справки:
Франсуаза Югье – один из лучших репортажных фотографов в мире: в 1993
году она стала лауреатом престижной премии World Press Photo, ее
документальный фильм «Journée Ordinaire» показывали в 1990 году в Каннах. И
в то же время она один из известнейших в мире фэшн-фотографов. В 1999 году
увидела свет книга Югье «Sublimes», в которую вошли снимки, сделанные в
течение пятнадцати лет на дефиле высокой моды. На фестивале «Мода и стиль в
фотографии-2007» фотосерия Югье «Забывая о моде», посвященная дому Лакруа,
стала одним из самых ярких явлений проекта.
«Забывая о моде»: «Модели не видно!» И это правда: на фотографиях Франсуазы
Югье не видно модели в полном смысле слова. В общем, трудно сказать,
фотографировала ли Франсуаза Югье целое пальто, всё платье или брюки
целиком. Взгляд рассеивается, и зритель видит уже совсем другую картинку.
Франсуаза изобрела свой собственный стиль, «почерк Югье»: это ее знаменитое
диагональное кадрирование, кривое и перевернутое – знак ее творческой
манеры. Снимая с нижней точки, Франсуазе Югье удалось схватить геометрию
пространства моды.
Она обрезает тела манекенщиц и моделей таким образом, что они почти всегда
оказываются без головы. Югье придумывает этим телам новую сумасшедшую жизнь,
жизнь, «потерявшую голову».
По материалам статьи Жерара Лефора
Жерар Юфера — один из самых известных и ярких современных французских
фотографов. С 1984 Жерар Юфера сотрудничает с изданиями Liberation, Telerama,
Fortune, Business Week, Time magazine, Time Independent magazine, New-York
Times magazine, Jardin de mode, Le Speccio della Stampa, Marie Claire
(Италия), Le Monde, View Point, Fashion и др.
С 1993 года является членом агентства «Rapho». Параллельно с
фотожурналистикой Юфера работает как портретист и продолжает свои
персональные творческие изыскания, результатом которых становится выпуск
книг и реализация выставок в самых разных странах. Его работы вошли в
собрания различных музеев, таких как Европейский Дом фотографии в Париже,
Национальная Галерея в Лондоне, Музей д’Элизе в Лозанне, собрание Хенкеля в
Германии и т.д. Работы Жерара Юфера были неоднократно отмечены
международными премиями и призами.
Несколько лет назад Жерар Юфера получил мировую известность благодаря своей
серии снимков крупнейших оперных театров мира. Только что вышла в свет его
новая книга «Материя грез», представившая его в новом амплуа — фотографа
моды. Предисловие к книге написали Кристиан Лакруа и Сара Моуэр.