1 июля в пресс-центре Х Международного театрального фестиваля «Голоса истории» состоялась встреча журналистов с художественным руководителем Вологодского театра для детей и молодежи народным артистом Российской Федерации, председателем Вологодского отделения Союза театральных деятелей Борисом Гранатовым.

– Ваш спектакль называется «Забыть Герострата». Но главный герой изображен настолько обаятельным и интересным, что зрители проникаются к нему симпатией. Не опасно ли это?

– Когда мне говорят, что в спектакле, каком бы то ни было, возможна опасность – я всегда улыбаюсь. Потому что если бы искусство театра обладало силой изменять зрителя, я был бы счастлив и думал, что наше искусство на самом деле настолько серьезно. Что будет, если показать на сцене трагедию Шекспира «Ричард III»? В центре сюжета – негодяй, убийца. Можно и в этом случае рассуждать о том, что ему, возможно, будут подражать.

Наше искусство испокон веков, ещё с античных времён, порою заставляет зал содрогнуться от ужаса происходящего. А значит, происходит воздействие на зрителя, очищение. Мы показываем ужасное, чтобы это ужасное ушло из души человека.

Пьеса «Забыть Герострата» была написана в 70-м году, в 80-х годах постановки прошли во многих театрах. Это первая пьеса Григория Горина, она написана очень репризно. Учитывая, что он начинал вместе с Марком Захаровым писать эстрадные миниатюры – скетчи, то пьесу можно назвать скетчевой. По каждой её сцене можно учить студентов. Когда учатся в театральном вузе, то берут сцены для практики, здесь у каждой есть начало – исходное событие, развитее, кульминация, завершение.

Мелкий торговец, Герострат, в четвертом веке до н.э., сжег одно из Чудес света – Храм Артемиды, а мы сегодня о нем говорим. Тогда в чем опасность, если мы ставим спектакль о Герострате – и он не забыт! Правитель издал указ: «Забыть Герострата!», но его не исполнили.
Если говорить о спектакле, то моя позиция четко определена. Я ненавижу цинизм во всех его проявлениях и с любой стороны – откуда бы он ни исходил, от власти или от базарного торговца, когда с высоких трибун, на видеокамеру, на интервью люди говорят одно, а на деле происходит совершенно другое.

Критики на обсуждении спектакля увидели цинизм власти в пьесе. Меня упрекнули в том, что в пьесе Клеон, главный судья, противостоит Герострату, он поступается своими принципами и убивает его.

Пьеса написана в 70-м году. Уже тогда было много ассоциаций с большевиками, которые разрушали храмы. Сегодня можно вспомнить взрывы в Москве, протараненные небоскребы в Америке. Неужели пьеса про Герострата сильнее того, что мы видим по телевизору, того, что происходит в стране?

– Чем Вы руководствовались при выборе спектакля для юбилейного фестиваля?

– На прошлом фестивале было отмечено, что спектакль «Бег Булгакова» не вписывается в архитектурную среду. Я подумал, что нужна пьеса, которую можно вписать в архитектуру и вспомнил об этой.

– В этом году фестиваль преследуют мистические явления. У Большого драматического театра из Санкт-Петербурга пропали костюмы и декорации. Несколько раз показы спектаклей задерживались по причине отключения электричества…

–Относительно постановки по Гоголю, то я, например, верю в мистику, которая сопровождает имя этого писателя. Когда мы ставили «Панночку», одна из актрис сломала руку, а актер отравился. Нам пришлось перенести показ спектакля. Что касается фестиваля, то мне приходилось слышать мнение одного из священнослужителей относительно того, что театральное зрелище несовместимо с храмами. Но скоморохи испокон веков играли на паперти свои мистерии…

– Как Вы считаете, каково влияние фестиваля на развитие театрального искусства в городе, в области?

– Сейчас ситуация складывается таким образом, что нет таких возможностей гастролировать, как раньше. Поэтому фестиваль важен с точки зрения обмена опытом. Например, мне очень понравилась постановка «Вишневый сад». Но это не чеховский «Вишневый сад», это фантазии на тему. Мои постановки Чехова – «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» – это тоже фантазии на тему… Но возможность увидеть такие спектакли готовит зрителя. Если я в будущем решусь на такие эксперименты, то реакция будет уже несколько другая.

Теги: Борис Гранатов, Голоса истории
Наталья Кожевникова

Новости по теме