«Мастер и Маргарита» через 17 лет нашли своего зрителя

7 апреля 2011 года в кинотеатре «Салют» состоялась премьера фильма «Мастер и Маргарита» режиссера-сценариста Юрия Кары (сериал «Звезда эпохи», «Завтра была война», «Королев», «Я – кукла»).

Фильм был снят в 1994 году и долгое время не мог дойти до своего зрителя из-за разногласий режиссера с продюсерами картины и владельцами прав на произведение Михаила Булгакова. До широкого проката «Мастера и Маргариту» показали только один раз в рамках ХХVIII Международного московского кинофестиваля, картина была оценен прессой как главное событие всего фестиваля.

То, что фильм 17 лет «пролежал на полке», только подогрело интерес публики к нему. В зале кинотеатра «Салют» практически не было свободных мест. Перед началом просмотра долгожданного всеми фильма выступила вологодская рок-группа «Имаго», исполнив несколько своих песен, в том числе и схожую с тематикой фильма «Рукописи не горят».

Фильм «Мастер и Маргарита» у вологжан оставил разное впечатление: кому-то картина понравилась, а кто-то ушел из зала, даже не досмотрев до конца. Нужно учитывать, что кинокартина – это лишь интерпретация произведения режиссером и взгляды на героев Булгакова у зрителей и создателей фильма могут не совпадать. К тому же произведение Михаила Булгакова настолько разноплановое, что передать в точности все просто невозможно. Тем не менее, как считает режиссер Юрий Кара, в его фильме «Мастер и Маргарита» «сохранена многослойность романа, все его темы. В югославской экранизации, как известно, взята только московская линия романа, в польской — библейская. Мы попытались весь материал соединить в большом киноромане. К тексту отнеслись бережно. Подвальчик Мастера снимали в том подвале, что описан в романе. Особняк Маргариты — в особняке на Остоженке. Снимали в Израиле — там, где происходило действие книги Мастера».

Отлично показана в картине Москва 20-30 годов прошлого столетия, не только образы, характерные для той эпохи, но и сам дух того времени. Очень убедителен Александр Филиппенко в роли Коровьева, Валентин Гафт в образе Воланда, Понтий Пилат Михаила Ульянова. А вот образ Маргариты, которую сыграла Анастасия Вертинская, отличается от сильной, решительной булгаковской Маргариты: в ней нет той роковой женщины, какую мы видим, читая роман. Роль Иешуа сыграл Николай Бурляев, который, прежде чем приступить к съемкам, получил в Иерусалиме благословение Русской Православной Церкви. Также в картине снимались Виктор Раков (Мастер), Сергей Гармаш (Иван Бездомный), Лев Дуров (Левий Матвей), Сергей Никоненко (Степан Лиходеев), Леонид Куравлев (Никанор Иванович Босой), Владимир Стеклов (Азазелло), Виктор Павлов (Кот Бегемот), Вячеслав Шалевич (Иосиф Каифа), Игорь Верник (Иуда), Борислав Брондуков (Варенуха) и другие. Музыку к фильму написали композиторы Альфред и Андрей Шнитке.

Картину «Мастер и Маргарита» для проката значительно сократили, что отразилось на качестве фильма. В оригинальном режиссерском варианте он идет 3,5 часа, но продюсер Владимир Скорый потребовал сократить его до двух. Каждый понимает, что уложить роман в двухчасовой фильм без потерь невозможно. И пришлось жертвовать важными актерскими сценами, паузами – тем, что часто составляет «воздух» фильма. Но сохранен и полный вариант картины, который в будущем может стать телевизионной версией.

Юрий Кара: «Трех с половиной часовая версия «Мастера и Маргариты» – это очень тактичное обращение с текстом первоисточника, это органичное перенесение эстетики Москвы 30-х годов на экран. На передний план мы выводим две главные линии романа: Воланда и Человека – Иешуа и Пилата, и уже потом любовная история Мастера и Маргариты. И только в конце все герои сходятся в одной линии, достигая пика булгаковского замысла. Свобода – вот о чем говорил писатель».

Фильм будет демонстрироваться в кинотеатре «Салют» с 7 по 20 апреля 2011 года.

Подготовила Ирина Сорокина,
фото Марии Жаренковой

 


Теги: Салют, фильм, премьера

Новости по теме