12+

В Вологде прошел VI поэтический фестиваль «М-8»

Фестиваль «М-8» – яркое событие литературной жизни Вологды. За пять лет существования в нем приняло участие около ста поэтов из 15 городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Калининграда, Екатеринбурга и др. Многие из авторов – победители и финалисты различных литературных российских премий.

Среди участников нынешнего фестиваля «М-8» – Наталия Азарова, Мария Галина, Данила Давыдов, Татьяна Данильянц, Виктор Коваль, Дмитрий Кузьмин, Юрий Орлицкий, Андрей Полонский, Евгений Рейн, Анастасия Романова, Вера Сажина, Сергей Ташевский, Юрий Цветков Аркадий Штыпель, Алексей Яковлев (Москва), Сергей Сдобнов (Иваново), Валерий Архипов, Наталия Боева, Евгения Малиновская, Ната Сучкова, Лета Югай (Вологда) и др.

В этом году фестиваль «М-8» был посвящен 100-летию русского футуризма и 20-летию альманаха «Вавилон». Литературная группа эгофутуристов под названием «Академия эгопоэзии» появиась в январе 1912 года в Санкт-Петербурге. Той же зимой произошла встреча Давида Бурлюка и Владимира Маяковского, после которой окончательно сложилось ядро кубофутуристов. В конце 1912 года кубофутуристы издают «Пощечину общественному вкусу» – поэтический сборник и манифест, заявивший о возникновении русского футуризма. Спустя 80 лет в Москве вышел в свет первый номер альманаха «Вавилон», объединивший молодых литераторов, не обязательно наследующих русскому футуризму, но ставящих во главу угла представление о литературе как о сфере поиска. Примечательно, что в первом номере «Вавилона» была опубликована подборка стихотворений поэта-футуриста Елены Гуро.

Одним из центральных событий фестиваля стал круглый стол «Новаторы против архаистов в начале и конце XX века». Ведущий круглого стола профессор Российского государственного гуманитарного университета Юрий Орлицкий говорил в своём выступлении об исторической неизбежности возникновения литературного авангарда – футуризма. Чтобы возникло новое, необходимо опровергнуть старое. Появление символизма уже было связано с вызовом, а футуризм явился с одной стороны продолжением символизма, а с другой стороны – его же опровержением. После традиционных форм стал преобладать тонический стих, предназначенный для декламации. Свободный стих подчёркивал авторский рисунок. Его можно было усилить либо чтением, либо на бумаге (визуальная поэзия). Футуристы обращались прямо к публике, их выступления напоминали демонстрации. Это резко меняло всю практику поэтических выступлений.

Столетию русского футуризма был также посвящен традиционный для «М-8» «Снежный Опен-эйр» у памятника Константину Батюшкову, где участники фестиваля прочли стихи Давида Бурлюка, Елены Гуро, Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Игоря Северянина, Велимира Хлебникова и произведения современных поэтов, унаследовавших традиции футуризма.

Поэт Наталья Азарова отметила, что заслуга футуристов – создание звукового стиха. Магия звука играла здесь основную роль. Не будь этой эмоциональной звуковой атаки, вряд ли футуризм привлёк бы к себе такое внимание, и вряд ли позже бы стало возможным возникновение структурной лингвистики. Блестящий поворот темы поэтического авангарда возник в выступлении профессора ВГПУ Юрия Розанова, который рассказал о Хлебникове и Ремизове. Как всегда, Юрию Розанову удалось сухие факты изложить так, чтобы слушатели представили яркие образы выдающихся личностей.

Вологодская поэтесса Лета Югай, кандидат филологических наук, сконцентрировала внимание публики на связи футуризма и фольклора.

В поэтических чтениях, посвящённых 100-летию футуризма, приняли участие много поэтов-гостей: Наталия Азарова, Мария Галина, Данила Давыдов, Татьяна Данильянц, Виктор Коваль, Дмитрий Кузьмин, Андрей Полонский, Сергей Ташевский, Аркадий Штыпель, Алексей Яковлев… Подобно чтениям начала XX века, современные чтения были парадом противоположных поэтических манер: чёткая артикуляция Галиной, буйный гротеск Штыпеля, взволнованный пафос Яковлева, подчёркнутое актёрство Романовой и тихая камерность Данильянц….

С русским футуризмом были связаны чтения у памятника Батюшкову – так называемый «Снежый Опен-эйр» – и чтения в доме Актёра, посвящённые двадцатилетию альманаха «Вавилон», который собрал авторов, публиковавшихся как в самом первом, так и в последнем выпуске альманаха.

В Вологодской областной научной библиотеке прошел вечер поэзии члена Союза писателей России лауреата многочисленных литературных премий Евгения Рейна. В роли ведущего вечера выступила супруга поэта Надежда. На протяжении вечера Евгений Рейн читал свои стихи и отвечал на вопросы публики, которые в основном касались имени Бродского, петербургского периода жизни поэта, поэтической компании Рейна (Бродский, Бобышев, Басманова) и визитов Рейна в Вологду. Евгений Борисович отметил, что Вологда очень ему нравится, он уже не раз бывал в нашем городе. В 1998 году Рейн приезжал в Вологду с презентацией журнала «Орион», с ним тогда выступали Владимир Строчков, Татьяна Бек и Игорь Шайтанов.

В рамках «М-8» прошел литературно-музыкальный вечер, где выступили «шаманка» Вера Сажина и нижегородский дуэт «Wargausen Sisters», остроумно продолжающий традиции филолога и музыканта Псоя Короленко.

«М-8» является стартовой площадкой для вологжан, которые уже отметились выступлениями на поэтических фестивалях России и номинациями в различных премиях: Евгения Малиновская – лонг-лист премии «Дебют» 2006 и 2007 г.; Наталья Боева – лонг-лист премии «ЛитератуРРенген» 2007 и 2009 гг., шорт-лист 2010 г.; Мария Суворова – шорт-лист премии ЛитератуРРентген 2011. В 2011 году Ната Сучкова стала лауреатом премии «Московский счет», Мария Маркова – лауреатом премии Президента РФ для молодых деятелей культуры.

Мероприятия фестиваля «М-8» выполняют важную культурную миссию, связанную с популяризацией современной поэзии в Вологодской области.

По материалам блога Галины Щекиной
Фото Алексея Кириловского, Регины Соболевой