28 – 29 июля 2012 года в рамках британского театрального проекта «National Theatre Live» в кинотеатре «Салют» прошли показы спектакля «Франкенштейн» в постановке британского Королевского национального театра.
Главные роли достались двум популярным актерам – Бенедикту Камбербэтчу и Джонни Ли Миллеру. И тот и другой сыграли и Франкенштейна, и созданное им чудовище, за свою работу оба получили престижную премию Лоуренса Оливье и театральную награду Evening Standard.

Вологжане смогли посмотреть одну из лучших британских постановок благодаря счастливому стечению целого ряда обстоятельств. Первым из них, несомненно, стала «кэмбербэтчемания» – эпидемия которой прокатилась по миру после выхода снятого каналом ВВС сериала «Шерлок». Вторым – инициатива вологжанок, уже посмотревших спектакль во время прошлогодних трансляций в Эстонии и Норвегии: они обратились к руководству «Салюта» с просьбой «подключиться» к всемирной театральной акции. Третьим – взлетевший в связи с работой над церемонией открытия Олимпиады в Лондоне интерес к творчеству режиссера Дэнни Бойла, который откровенно признался, что вдохновение для создания грандиозного олимпийского шоу черпал в «Буре» Шекспира и в своем «Франкенштейне». Ну и, наконец, ещё одним «козырем» во всей этой истории оказалось то, что в Вологде, зарекомендовавшей себя на культурной карте России такими яркими событиями, как Международный театральный фестиваль «Голоса истории» и фестиваль молодого европейского кино «VOICES», идея трансляции лондонского спектакля нашла поддержку и у организаторов показа, и у зрителей. Несмотря на высокую стоимость билетов, желающих увидеть спектакль в кинотеатре оказалось достаточно много, причем большинство зрителей старались попасть на обе версии «Франкенштейна».

История Мэри Шелли, рассказывающая про чудовище, созданное гениальным ученым и погубившее жизнь своего творца, является одним из самых цитируемых массовой культурой современности мифов. Поэтому тонкое психологическое проникновение актеров в драматическую канву произведения про «современного Прометея», собравшего из плоти мертвецов собственного Адама, но не сумевшего (а в версии этой постановки – скорее, не захотевшего из-за изначального предубеждения и собственной гордыни) вдохнуть в него «искру божественности», оказалось достаточно неожиданным прочтением многократно растиражированного готического романа. Спектакль изобилует сопоставлениями природы и цивилизации, наивности и образованности, любви и ненависти, страсти и рассудочности. Новорожденное Создание уродливо, наивно, одиноко и отвергнуто. Единственное, что говорит Виктор Франкенштейн при своем первом появлении на сцене – «Подчиняйся мне!», но даже этого подчинения он не может принять из-за физического отвращения к гомункулу. Между тем, созданный ребенок обладает рядом сверхчеловеческих качеств: он силен и вынослив, в кратчайшее время усваивает знания и уже очень скоро может отличать добро от зла. Похоже, он даже бессмертен: чтобы разрушить свое творение, Франкенштейну требуется энергия северного магнитного полюса земли. Но чудовищную внешность общество не может простить ему ни за выдающиеся способности, ни за добрые дела. Создание вынуждено совершать ужасные поступки, чтобы хоть как-то интегрироваться в отвергнувшую его систему человеческих отношений. Одна из самых пронзительных сцен спектакля – танец-мечта двух монстров – приснившаяся Созданию утопическая греза о счастливой жизни с другим столь же уродливым существом.

В противоположность душевной пылкости Создания Виктор Франкенштейн – человек науки, которому чужды проявления любви и привязанности. Единственное, что влечет его, – осознание своей гениальности. Творческий порыв зарождается из желания превзойти Бога, а отказ от тщеславных стремлений создать совершенную женщину возникает в момент, когда он понимает, что не способен любить. Точно так же, как не способен держать вызванное им к жизни племя в повиновении.

Оба – и Франкенштейн, и Создание – оказываются изгоями. Финал двух этих одиночеств – долгий путь по бесконечным космическим просторам Ледяной Пустыни Севера. Более сильное Создание до последнего стремится поддержать физически слабого Виктора, ведь в нем он, наконец, нашел своего двойника, сломанного, душевно опустошенного урода, не испытывающего ничего, кроме желания идти к своей цели.














































Теги: Салют
Наталья Молчанова

Новости по теме