12+

31 год назад не стало писателя Варлама Шаламова

Я подожду, пока хлеб-солью
Меня не встретят города,
И со своей душевной болью
Я в города войду тогда.
В. Шаламов

31 год назад не стало писателя Варлама Шаламова (1907 – 1982). Вот уже на протяжении многих лет 17 января в Вологде в Шаламовском доме встречаются те, кто, читая его произведения, вольно или невольно открывает для себя все те жизненные перипетии, что выпали на долю писателя, вместе с ним переживает эти нелегкие моменты, «проживает» его мысли… Нынешняя встреча по традиции открылась звучанием голоса Шаламова – стихотворением «Рязанские страданья», у портрета писателя вновь лежали алые гвоздики…

Каждая такая встреча – своеобразное подведение итогов, рассказ о том, что сделано по увековечиванию памяти писателя.

Заведующая Шаламовским домом Любовь Кербут: «Прошедший 2012 год был отмечен различными мероприятиями, встречами, выставками, радиопередачами. Одним из знаменательных событий стала реконструкция экспозиции, посвященной жизни и творчеству Варлама Шаламова. В прошлом году мы стали участниками грантового конкурса с проектом «Варлам Шаламов – трагический голос России ХХ века», основным конкурентом по баллам была Московская галерея современного искусства «Винный завод». Мы будем и дальше продвигать это проект, планируется расширение экспозиции – создание четвертого раздела, посвященного литературному миру Шаламова. Здесь будут отмечены литературные пристрастия писателя, его связи с другими авторами, также мы хотим включить в него библиотеку произведений Варлама Тихоновича и изданий о нем, которые принадлежали его другу, Ирине Павловне Сиротинской».

Исследователь творческого наследия Шаламова Валерий Есипов в прошлом году представил биографию писателя, написанную им и изданную в серии «Жизнь замечательных людей». Книга вызвала интерес не только у вологжан. Автору пришло электронное письмо от известного современного писателя Захара Прилепина, который высоко оценил издание и пообещал написать рецензию на него. Также в прошлом году Валерий Есипов как составитель работал над сборником «Колымские рассказы. Избранное». Это первое иллюстрированное издание шаламовских произведений, которое оформил талантливый петербургский художник Борис Забирохин. В книгу вошло около 50 рассказов Варлама Шаламова с примечаниями, статья-комментарий Валерия Есипова. Валерий Васильевич строит планы на 2013 год: участие в международной конференции, посвященной творчеству Варлама Шаламова, в Праге.

О том, что нового появилось на сайте http://shalamov.ru/, рассказал гость из Москвы кандидат исторических наук, ассистент кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ Сергей Агишев. Он привез в подарок Вологодской картинной галерее книгу Варлама Шаламова на словенском языке, куда вошли три цикла «Колымских рассказов», переводами которых занимались Лияна Деяк и Драго Байт.

«Сайт постоянно обновляется, появляется много новой информации по творчеству Шаламова, – отметил Сергей Агишев, – здесь и новости, связанные с именем писателя, и события, связанные с увековечиванием его памяти. На сайте открыт новый раздел «Рукописи», где мы опубликовали оцифрованные материалы, написанные Варламом Тихоновичем, в основном это черновики его произведений. Благодаря этому можно посмотреть, как работал писатель, как мыслил, какой у него был почерк». Также создатели сайта активно участвуют в различных международных конференциях с докладами по творчеству Варлама Шаламова.

В июле 2012 года на здании Областного противотуберкулезного диспансера №2 поселка Дебин Магаданской области была установлена памятная доска Варлама Шаламова. Именно там последние годы заключения – с 1946 по 1951-й – работал писатель. Из Вологды на Колыму отправилась тогда небольшая экспедиция, в которую вошли исследователь ГУЛАГа Иван Джуха, геолог Геннадий Павлов с внуком и москвич Сергей Агишев. Они поделились впечатлениями о своей поездке с собравшимся.

Еще одна мемориальная доска появится вскоре в Москве, где уже принято решение об ее установке. Предполагается, что в 2013 году она разместится на доме № 8 по Чистому переулку, где Варлам Шаламов жил в 1934-1937 годах и начинал свою литературную деятельность.

Важным событием дня увековечивания памяти писателя стал спектакль Камерного драматического театра «Отче наш» по произведениям Шаламова. Как рассказал режиссер Яков Рубин, постановка появилась более 10 лет назад, в ней соединены стихи Варлама Тихоновича, «Колымские рассказы» и отрывки из автобиографической повести «Четвертая Вологда». Спектакль был создан при помощи исследователей творчества Шаламова Валерия Есипова и Марины Вороно. Это непростой материал, рассчитанный не на широкую публику, наверно, поэтому и играют его артисты редко – лишь в день рождения или день памяти Варлама Шаламова, когда на Вологодчине собираются поклонники его творчества.
 

В спектакле участвуют все актеры театра – заслуженная артистка России Ирина Джапакова, Вячеслав Федотов, Александр Сергеенко, Елена Смирнова, Юрий Климов и артист из Владимира Евгений Думнов. У каждого из них свой образ, свой Шаламов, свое восприятие творчества этого человека. И раскрыть истину, суть истории помогало в этот зимний холодный вечер буквально все – и своеобразная акустика зала, в которой гулким эхом отдавалось каждое произнесенное слово, и тишина, нависшая среди зрителей, и темнота, несколько сгущающая краски происходящего на сцене, и музыка Сергея Рахманинова и Софии Губайдулиной… Разговор о тюрьме, в том числе и духовной, о сути человеческой жизни, о неком поиске себя – сложный, напряженный. Современные люди, к счастью, знают о тяготах той лагерной жизни только понаслышке, по литературным произведениям, и передать те сомнения, которые терзали Шаламова, те чувства, что он испытал непросто.

Перед нами история молодого человека Криса (в нем зритель сразу же узнает Варлама Шаламова), который борется с тем, что ему навязывает отец – слепой священник. Он отрекается от всех его принципов, выражает некий протест: «Да, я буду жить, но только не так, как жил ты, а прямо противоположно твоему совету. Ты верил в Бога – я в него верить не буду. Ты веришь в успех, в карьеру – я карьеру делать не буду, безымянным умру где-нибудь в Восточной Сибири. Ты любишь хорошо одеваться – я буду ходить в тряпках, в грош не поставлю казенное жалованье. Ты ненавидел стихи – я их буду любить. Все будет делаться наоборот…»

Крис ищет свой путь, пишет стихи, попадает в лагерь, оканчивает там медицинский курс, видит все тяготы жизни… переосмысливает каждый шаг, каждое движение, описывая это в свои рассказах, воспоминаниях, которые тут же рисует воображение. Этот спектакль, словно поиск – поиск человеческого в том, что тебя окружает. И главный герой похож на белку, которой посвящен фрагмент спектакля: этого загнанного в угол зверька жестокие люди убивают, забрасывают камнями лишь для того, чтобы потом просто подойти и посмотреть на мертвое животное: «Охота за белкой – классическое развлечение горожан»… Так и каждый из героев этой истории, словно белка, ищет убежище, скачет по ветвям, пытаясь сохранить в себе что-то человеческое, но не всегда это удается спасти. И Крис, возвращаясь из лагеря, встречается с отцом: слепой священник встает перед сыном на колени, а тот обнимает старика – немая финальная сцена подводит черту их длительного спора…

Ирина Сорокина