|
Вечер виолончельной музыки
Музыкальный фестиваль «Кружева»
3 октября 2013 года, Вологодская областная филармония
Третий концерт музыкального фестиваля «Кружева» знакомил слушателей с искусством
«золотого» лауреата I Всероссийского музыкального конкурса (2010 г.), студента
Московской государственной консерватории Александра Рамма.
Молодой виолончелист – ныне ученик Натальи Шаховской и обладатель многих
престижных наград международных конкурсов.
Стоит ли удивляться тому, как легко, в ходе исполнения своей программы, он
совершал «путешествие во времени», приглашая публику погрузиться в звуковое
пространство композиторов разных эпох, блистая технической уверенностью,
выразительностью звука, живым ритмическим началом.
Виолончельные сюиты И.С. Баха долгое время не исполнялись на концертной эстраде
и считались исключительно учебными произведениями. Пабло Казальс первым, в
начале ХХ века, ярко продемонстрировал заключенное в них полифоническое
мастерство и богатство музыкальных образов. Сюита № 3 в исполнении А. Рамма
удивительным образом приблизила музыку 1710 года к нашим дням…
Вторым автором виолончельного вечера стал Сергей Прокофьев, тоже заметно
«помолодевший» в интерпретации солиста и его замечательной партнерши –
Анны Одинцовой (фортепиано). После некоторой отрешенности Баха «Адажио»
из балета «Ромео и Джульетта» словно влилось в сердца слушателей теплом живого
чувства. И знаменитая Соната До-мажор, впервые исполненная в 1949 году М.
Ростроповичем и С. Рихтером, ныне предстала перед нами как произведение, полное
мелодической красоты, светлого восприятия мира, однако не лишенное драматизма и
даже патетики, возникающих в контрастном сопоставлении образов.
Рондо В. А. Моцарта из «Хаффнер серенады» (переложение для виолончели и
фортепиано Сергея Гинзбурга) открыло слушателям не только мир
жизнерадостно-виртуозной, светлой музыки, «без единой морщинки на челе», как
говорилось о творчестве Моцарта уже в ХХ веке, но и упоительно гармоничную «дуэтность»
А. Рамма и А. Одинцовой. А одночастная Соната Александра Чайковского в своем
чередовании контрастных эпизодов привлекала внимание большими, совершенно
партнерскими каденциями виолончели и фортепиано, а также великолепными эпизодами
открыто лирических образов…
Завершая программу, солист еще раз вернулся к Баху, исполнив на бис сольную жигу
из Третьей сюиты, невольно утверждая приоритет виртуозных технических
возможностей виолончели в наше динамичное время…
Элла Кириллова,
фото Ирины Сорокиной
|