12 ноября 2013 года благотворительная акция кинофестиваля «Сталкер» продолжилась показом документальных фильмов. Режиссер Валерий Харченко, заслуженный деятель искусств России, представил две картины Сергея Русакова – «Я не вернулся из боя» и «Пловец» – и свой фильм «Бродский, Довлатов. Свобода последнего слова». Каждая кинолента так или иначе затрагивает проблему выбора: подчиниться обстоятельствам или противостоять им.

Фильм «Я не вернулся из боя» (2012) через судьбу главного героя, генерала армии Виктора Дубынина, раскрывает трагическую тему афганской войны. Личность Дубынина заинтересовала режиссера как воплощение лучших качеств русского офицера, «белой кости» русской армии. Будучи командирован в Афганистан в должности заместителя командующего 40-й армией, а после сам ставший командармом, Дубынин постоянно находился на передовой. Накануне крупной военной операции он лично отправлялся в разведывательный полет на территорию предстоящего сражения, контролируемую моджахедами. Военный по призванию, он не мог не подчиняться приказам командования, но в тяжелых ситуациях всегда принимал решение сам, не боясь конфликтов и противоречий. Дубынин продолжил военную карьеру после Афганистана, занимая ведущие посты в военном руководстве страны, а в 2003 году за все его заслуги ему было посмертно присвоено звание Героя России.

Поставив в центр киноповествования личность советского офицера, режиссер Сергей Русаков, тем не менее, снял не биографическую картину. Его фильм – попытка понять причины и цели подобных военных конфликтов. Страницы афганского дневника Дубынина полны драматических размышлений о сути этой войны. Режиссер постоянно сравнивает его с афганским полевым командиром Ахмад-шахом Масудом. И тот, и другой были преданны своему народу и своей стране, и каждый по-своему отстаивал ее честь и независимость, в глубине души ненавидя войну.

В фильме «Пловец» (2012) Сергей Русаков выбрал для «изучения» другую героическую личность. Спортсмен, многократный чемпион мира по подводному плаванию, Шаварш Карапетян прославился на всю страну своим подвигом. Случайно оказавшись на берегу Ереванского озера в тот момент, когда туда рухнул троллейбус, полный пассажиров, Шаварш бросился в холодную воду, разбил стекло и вытащил из воды 23 человека. Нырнув последний раз, он потерял сознание и был поднят со дна братом. Он получил общее заражение крови, воспаление легких и 40 дней находился в коме. Врачи считали его инвалидом, на спортивной карьере нужно было поставить крест, но спортсмен продолжил тренировки и впоследствии смог поставить еще один – последний в своей жизни – мировой рекорд. Спустя многие годы, размышляя о том, что ему довелось совершить, Шаварш Карапетян приходит к выводу, что именно в этом состояло его высшее предназначение, главный смысл его жизни.

Фильм Валерия Харченко «Бродский, Довлатов. Свобода последнего слова» (2008) посвящен двум знаковым для русской литературы ХХ века фигурам. В судьбах Иосифа Бродского и Сергея Довлатова много внешне похожего. Оба они почти ровесники, дети военного времени, оба многие годы жили в Ленинграде, оба эмигрировали в США и благодаря публикациям там обрели известность и славу, оба окончили свои дни вдали от родины. Собирая воспоминания их современников, читая их книги, режиссер ищет общее между ними и «внутри» – и находит это общее в самоощущении творца, создающего нечто ранее небывалое, в способности противостоять порядку вещей, который требует в чем-то изменить самому себе.

Эти фильмы документальной программы кинофестиваля «Сталкер», казалось бы, напрямую не связаны с темой защиты прав человека. Но подспудно каждая картина рождает у зрителя вопросы о свободе выбора в сложных и трагических жизненных ситуациях, о том, есть ли границы у этой свободы и насколько по плечу каждому сделать этот выбор и принять его последствия.

Светлана Гришина

 


Перейти к другим новостям культурной жизни Вологодской области

Афиша Вологды и Череповца

 




































return_links(); ?>




































build_links(); ?>