О маленькой птичке и русской душе

О загадочной русской душе, о любви к родине и одиночестве моноспектакль Камерного драматического театра г. Вологды «Путешествие воробья», премьера которого состоялась 28 февраля 2013 года. Постановка подготовлена режиссером Яковом Рубиным совместно с актером из Владимира, лауреатом российских и международных фестивалей Евгением Думновым.

Этот творческий дуэт сложился уже давно и успел зарекомендовать себя. В прошлом году Евгений представил в Вологде спектакль по произведениям Антона Чехова «Сказка и быль», кроме того, актер участвует в постановке Камерного драматического театра по мотивам произведений Варлама Шаламова «Отче наш». В основу нового спектакля лег рассказ Андрея Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Впервые прочитав этот рассказ, актер нашел в нем немало откровений о нашей жизни, поэтому для постановки выбрал именно его.

Это история об одиноком скрипаче, который каждый день приходит на площадь, чтобы дарить людям свое искусство. У него ничего нет кроме его музыки и души, которая с одной стороны ищет чье-то тепло, а с другой – готова сама обогреть. И когда появляется главный ценитель музыки скрипача – воробей, он очень радуется этой крохотной птичке, в которой находит сходство с собой. Видимо, жизнь хорошо потрепала птаху – его оперение с сединой отличалось от других. Так музыкант и узнавал воробья, которому стал каждый день приносить хлебные крошки и складывать их в футляр для скрипки. Воробей то прилетал, то пропадал, огорчая этим скрипача. А потом случилась буря… Она унесла воробья в удивительную страну, где он не знал ни холода, ни голода, и, казалось бы, живи припеваючи, но он заскучал по кисловатому вкусу хлебных крошек, которыми угощал его музыкант. И, забравшись на самую высокую скалу, воробей стал ждать ветра, чтобы вернутся домой. Возвратившись на родину, он вновь встретился со знакомым скрипачом…

Такая она русская душа – трепетная, чуткая к чужой беде, умеющая сострадать и любить. Маленький воробей как некий символ, в котором соединяются беззащитность и открытость души.

Довольно аскетичная сценография: четыре натянутых через всю сцену «струны», табурет, два прутика, шарф и берет, но актер играет с ними словно ребенок, преображая их. «Струны» становятся окном, скрипкой, неким пространством, в которое попадает главный герой, прутики превращаются в смычок или лапки воробья, шарф – в футляр с крошками для птицы, в змею, а берет – в черепаху. Музыкальным сопровождение стало произведение Баха «Чакона» да изредка звучащая балалайка Архиповского – эта музыка помогает раскрыть тайну русской души.

«“Путешествие воробья” продолжает тему «маленького человека», – отметил режиссер спектакля Яков Рубин. – Здесь есть мечта о лучшей жизни и невозможность принятия ее. Наш спектакль – это и сказка, и притча о родине. Понятие «родина» по Платонову – это космос, огромный объем, но в тоже время оно настолько простое, как два прутика. Работа над этим небольшим рассказом велась долго, было много разных вариантов, мы остановились на том, который, на наш взгляд, своей простотой лучше всего передает удивительный платоновский язык».

Следующий показ спектакля «Путешествие воробья» состоится в апреле 2013 года.

Ирина Сорокина
 

 



 
(function(w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter12028453 = new Ya.Metrika({id:12028453, enableAll: true, webvisor:true}); } catch(e) { } }); })(window, "yandex_metrika_callbacks");
hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=2251399&im=68&r="+ escape(document.referrer)+"&pg="+escape(window.location.href); hotlog_js="1.1"; hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N"); hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+"x"+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))?screen.colorDepth:screen.pixelDepth); hotlog_js="1.3"; hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write('HotLog<\/a>');