Развитие техники не раз ставило под сомнение сохранение существовавших веками и тысячелетиями видов культуры. В конце ХХ столетия развернулась дискуссия о том, заменит ли Интернет печатную книгу, на рубеже XIX – XX веков появление кинематографа многие восприняли как предвестие исчезновения театров, еще раньше столь же серьезные опасения вызвало возникновение фотографии, которая «угрожала» заменить собой живопись. Но время показало, что каждое из вновь возникающих искусств занимает не чье-то, а свое особое место в культурном сознании человечества, а каждое техническое новшество в этой сфере приживается только тогда, когда оно отвечает определенным духовным потребностям или дает новые возможности для самовыражения в творчестве. Еще раз убедиться в том, что живопись и художественная фотография гармонично сосуществуют, взаимно обогащая друг друга, можно, посетив фотовыставку «Пейзажи России», которая открылась в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи 5 апреля 2013 года.

В экспозиции представлены 120 крупноформатных цветных фотографий, автор которых – Николай Карачёв, фотограф с более чем 30-летним стажем, уроженец Вологодской земли. С 1978 года он живет в Москве, но в объективе его фотокамеры – вся Россия. Это Карелия, Владимирская и Костромская области, Алтай, Эвенкия, Заполярье, Камчатка, остров Вайгач, Урал и, конечно, родная Вологодчина. Побывал он и за рубежом – снимал в Китае и Непале. Николай Карачёв – страстный любитель экстремальных путешествий. Например, летом 2002 года он участвовал в путешествии в Эвенкию – это шесть пеших переходов общей длиной 120 км и сплав на катамаране по шести рекам и озерам общей протяженностью 318 км. Результатом этого полного опасностей путешествия стала серия фотографий плато Плуторана – уникального памятника природы, в 2010 году включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как сказал в своем приветственном слове начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области Всеволод Чубенко, Николай Карачёв привез в Вологду не просто свои фотографии – он привез сюда всю Россию. Сейчас очень популярны различные интернет-голосования, наделяющие памятники культуры и природы статусом «чудес света». Но фотоработы Карачёва говорят нам о том, что из всего культурного и природного наследия России невозможно выбрать несколько объектов, которые бы представили все его богатство и разнообразие.

Все фотопейзажи Николая Карачёва передают необыкновенную мощь и красоту природы, которая тем не менее не подавляет человека своим величием, а позволяет ощутить глубокое внутреннее родство с нею. Взгляд фотохудожника – то, что делает фотографию произведением искусства; это не только правильно найденный ракурс, композиция и освещенность, но и то переживание, которое владеет автором в этот момент.

По словам директора Вологодской картинной галереи Владимира Воропанова, фотовыставки в залах художественного музея – явление хотя и не исключительное, но редкое. Последний раз крупная фотоэкспозиция развернулась в Центральном выставочном зале в начале 2000-х годов – это была выставка «Святыни Русского Севера» Уильяма Брумфильда, известного американского фотографа и исследователя русской архитектуры. В фотографиях Николая Карачёва тоже звучит вологодская тема, причем знакомые пейзажи родных мест ощущаются как часть безграничного, вечного общечеловеческого бытия. Рассуждениями о связи живописи и фотоискусства поделился Валерий Страхов, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Первые мастера художественной фотографии, прежде чем взяться за съемку, изучали рисунок, живопись и композицию, а великий пейзажист Михаил Шишкин заставлял учеников копировать фотографии – на этой почве у них даже были конфликты… Казалось бы, у фотохудожника есть только кадр, но он всегда стремится выйти за рамки этого кадра, подать мир во всем его грандиозном пространстве. Выставка Николая Карачёва удивляет могучим эпическим настроем, здесь чувствуется могущество природы, а земля воспринимается как библейская «земная твердь».

Умение видеть природу – драгоценное умение, но настоящего художника отличает способность показать природу так, чтобы ее полюбили другие. Председатель Вологодского отделения Русского географического общества, профессор ВГПУ, кандидат географических наук Надежда Максутова призналась, что художественная фотография – любимый вид искусства у географов. Побывав на многих фотовыставках, она убедилась, что далеко не каждая фотография дает возможность взглянуть на пейзаж как на «портрет ландшафта» – в создании одухотворенного образа природы очень многое зависит от человека, делающего снимок. В зарубежной науке есть особое направление – гуманитарная география, которая изучает восприятие ландшафта, и фотографии Никола Карачёва можно считать результатом научного исследования на эту тему. По ним можно изучать типологию ландшафтов, разные виды вулканических пород, уникальность биоразнообразия. Скрупулезность научных наблюдений в этих фотопейзажах удивительным образом сочетается с лиричностью и драматизмом. Столь заинтересованное отношение к природе обязательно должны почувствовать студенты-биологи, которых Надежда Максутова обещала привести на выставку. Отдельный цикл работ Николая Карачёва посвящен теме заброшенной, опустевшей деревни. Над ним автор работал с начала 1980-х годов, с горечью подмечая трагичность этого процесса и пытаясь понять его причины. Об активной гражданской позиции фотохудожника говорит и тот факт, что в 1980-е годы он участвовал в кампании против переброса стока северных рек на юг – об этом на открытии выставки рассказал Михаил Карачёв, председатель Вологодского отделения Союза писателей России, родной брат Николая Карачёва.

Поздравить Николая Карачёва и зрителей с открытием экспозиции пришли представители районов Вологодской области – Кичменско-Городецкого, где будущий фотохудожник родился и где прошло его детство, и Харовского, где он подолгу работает сейчас, живя в собственном доме в деревне. Александр Мазуев, глава Харовского района, пригласил Николая Карачёва побывать с выставкой на Харовской земле. Приветствовал коллегу по цеху вологодский фотохудожник Михаил Валюженич, генеральный директор издательского дома «Вологжанин». О подготовке экспозиции рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник ВОКГ Татьяна Канунова. Музыкальным фоном церемонии открытия стали выступления ансамбля русских народных инструментов ГДК под руководством Александра Макарова и солистки Любови Зверевой.

Выставка художественной фотографии Николая Карачёва «Пейзажи России» будет работать до 12 мая 2013 года по адресу: Кремлевская пл., 3. Тел.: 72-14-33, 72-79-02.

Светлана Гришина