15 июня 2013 года в Шаламовском доме Вологодской областной картинной галереи начинает работу выставка «Поэзия родной природы. Русская пейзажная живопись XIX – начала XX века из фондов ВОКГ».

Любовь к родной природе, присущая всякому человеку, нашла наиболее полное и яркое выражение в отечественной пейзажной живописи, поэтому она так близка и понятна большинству зрителей.

На выставке представлено около 60 картин и этюдов признанных и ныне мало известных широким кругам зрителей русских художников-пейзажистов второй половины XIX – начала XX века.

Русская пейзажная живопись в качестве самостоятельного жанра сложилась в последней четверти XVIII столетия, получила свое дальнейшее развитие в XIX веке, достигнув во второй его половине подлинного расцвета.

В пейзажах живописцев академического направления часто присутствовал мотив созерцательности. Он нашел свое выражение в картине петербургского живописца и гравера Александра Гине (1830-1880) «Закат. Вечер в деревне» (1850-е – 1860-е). Тем же настроением проникнуто полотно довольно заметного при жизни портретиста и иконописца Ивана Тюрина (1824-1904) «Художники на озере» (1864). Исключительной популярностью при жизни пользовался пейзажист академического направления Юлий Клевер (1850-1924), представленный на выставке типичной для его творчества картиной «Зимний пейзаж» (1895).

К числу известнейших произведений русской живописи принадлежит картина маститого пейзажиста-передвижника Николая Дубовского (1859-1918) «Притихло» (после 1890). Мягкая колористическая гамма отличает картину родоначальника русского лирического пейзажа Алексея Саврасова (1830-1897) «Зима» (1890-е). Талантливый педагог передал своим ученикам, среди которых самым известным был Исаак Левитан, способность к открытию поэзии в обычной природе, но главное, он научил их, работая над пейзажем, проникаться его настроением. Продолжателями этого направления стали ученики Левитана, талантливые пейзажисты и близкие друзья, входившие в объединение «Союз русских художников» (1903-1924): Петр Петровичев (1874-1897) и Леонард Туржанский (1875-1937). Близки им по настроению произведения Витольда Бялыницкого-Бирули (1872-1957), также развивавшего в своем творчестве традиции лирического пейзажа. Излюбленный мотив в живописи этого мастера – ранняя весна – передан в его картине «Ручей в лесу» (1904). Признанным мастером романтического пейзажа был один из наиболее одаренных и самобытных учеников Архипа Куинджи, Аркадий Рылов (1870-1939). На выставке экспонируются его этюдные работы: «Сосны» (1911) и «Красный берег Камы» (1918).

В конце XIX века многих художников стал привлекать Русский Север. Суровость его природы и первозданная мощь нашли отражение в картине московского художника Василия Переплетчикова (1863-1918) «Северная Двина» (1909). Особого внимания заслуживают художники, входившие в Северный кружок любителей изящных искусств (1906-1919), много сделавшие для развития культуры Вологодского края. Одним из организаторов кружка был ученик Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, замечательный пейзажист, уроженец Сольвычегодского уезда Вологодской губернии Александр Борисов (1866-1934), открывший русским и европейским зрителям красоту природы Крайнего Севера. В экспозиции показан его этюд раннего полярного периода «Полночь на Мурмане» (1896) и полотно «Лес зимой» (1913) из цикла «Зима на Северной Двине» (1910-1914). В традициях пейзажа настроения работали член-учредитель кружка Анна Каринская (1871-1931), первая на Вологодской земле профессиональная художница, и один из наиболее активных его членов Феодосий Вахрушов (1870-1931).

В представленных на выставке пейзажах русские художники с присущим им мастерством и проникновенностью раскрыли красоту и поэтичность родной земли.

Выставка будет работать в течение всего летнего периода по адресу: ул. С. Орлова, 15, тел. 72-14-33, 72-12-56, 72-14-07.

Информация Вологодской областной картинной галереи
 

 


Перейти к другим новостям культурной жизни Вологодской области

Афиша Вологды и Череповца

 











return_links(); ?>



































build_links(); ?>