|
|
|
23 августа 2013 года в Москве в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели
Сергея Андрияки состоится открытие выставки «Русский рисунок и акварель из
собрания Вологодской областной картинной галереи» в рамках выставочного
проекта «Шедевры музейных коллекций».
Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки
с музейно-выставочным комплексом открылась в столице в 1999 году при поддержке
Правительства Москвы. Художественным руководителем этого учебного заведения
является народный художник России, действительный член РАХ Сергей Николаевич
Андрияка. В рамках долгосрочной выставочной программы «Шедевры музейных
коллекций» Школа активно сотрудничает с художественными музеями России. В
музейно-выставочном комплексе Школы уже проводились выставки акварели и рисунка
XVIII – начала XX века из музеев Ярославля, Саратова, Рязани, Перми, Казани,
Пензы, Кирова, Тулы, Ульяновска, Уфы.
Выставки произведений и мастер-классы Сергея Андрияки, преподавателей и учеников
Школы акварели проходили в областной картинной галерее в 2009 и 2012 годах.
Новый проект станет продолжением плодотворного сотрудничества Школы акварели
Сергея Андрияки и Вологодской областной картинной галереи.
На выставке будет представлено около 150 акварелей и рисунков выдающихся
русских художников ХIХ – начала XX века Александра и Альберта Бенуа, Владимира
Маковского, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Николая Лансере, Феодосия
Вахрушова из коллекции областной картинной галереи.
Вологодская картинная галерея по праву гордится своим собранием произведений
графики. На сегодняшний день это самая большая коллекция запасников, которая
насчитывает более 20 тысяч единиц хранения. Уникальной, классической частью этой
коллекции является собрание русского рисунка и акварели.
Определяющую роль в формировании современных музейных коллекций Вологды и, в
частности, графического собрания галереи сыграла деятельность Северного кружка
любителей изящных искусств, существовавшего в Вологде с 1905 по 1920 годы и
объединившего вокруг себя краеведов, любителей искусства, профессионалов –
художников и искусствоведов. На средства Кружка приобретались работы,
принимались дары от коллекционеров и художников, предпринимались
«экспедиционные» поездки в Москву и Петербург. Собранные Кружком произведения
позднее легли в основу классической коллекции русской графики Вологодской
областной картинной галереи.
Выставку открывают работы первой половины и середины ХIХ века, принадлежащие
творчеству как известных художников, так и малоизученным авторам. Среди них
профессиональным мастерством выделяется рисунок Павла Чистякова. Интересны
работы Михаила Клодта, сына известного русского скульптора П.К. Клодта,
выполненные им в заграничном путешествии по Франции. Из жизни Италии почерпнул
сюжет своего произведения «В трактире» (1870) Александр Риццони.
В середине XIX века начинает активно работать как акварелист Петр Соколов,
чуткий наблюдатель натуры, заядлый охотник и анималист. Во многом созвучно
Соколову творчество Николая Сверчкова. Неоспоримо интересен и поэтичный рисунок
«Портрет девушки в украинском костюме» (1869) Виктора Боброва, который был в
числе тех авторов середины XIX века, которые особенно увлекались малороссийской
тематикой.
К популярному виду композиций литературного характера, выполненных в технике
рисунка сепией, можно отнести иллюстрацию Константина Флавицкого «Измаил в
сакле» (1858) к ранней поэме Михаила Лермонтова «Измаил-бей». Как станковые
иллюстрации можно рассматривать и две жанровые сценки Константина Трутовского к
незавершенной автором «Русской сельской мифологии» (1872).
В этот же период продолжает успешно работать любимец аристократической столичной
публики венгерский художник Михаил Зичи. К типу парадного группового портрета
следует отнести его крупноформатную акварель «Гусарская пирушка» (1871),
адресованную как подарок однополчан вологжанину, потомственному дворянину,
ротмистру Кириллу Дружинину.
Емко представлена в коллекции галереи графика Товарищества передвижных
художественных выставок. Мастером «повествовательного рисунка» современники и
исследователи искусства называли Владимира Маковского. Серией пейзажных и
портретных работ представлены талантливые рисовальщики, выпускники МУЖВЗ Сергей
Виноградов и Алексей Степанов, в будущем активные члены объединения «Союз
русских художников».
Со временем в собрании ВОКГ сформировался интересный фонд акварельных работ
конца ХIХ века. Несомненным авторитетом у публики и самих художников
пользовалось «Общество русских акварелистов» (1880-1915), признанным лидером его
считался Альберт Бенуа. Высокий профессионализм, совершенство технического
исполнения отличают его станковые пейзажные акварели. Участниками акварельных
выставок в разные годы были известные пейзажисты Феликс Лагорио и Константин
Крыжицкий, жанристы Клавдий Лебедев и Федор Колесников. К последнему десятилетию
XIX века относятся принадлежащие ВОКГ рисунки выдающихся представителей русской
культуры Михаила Врубеля и Валентина Серова. Руке первого принадлежит вариант
иллюстраций к знаменитой поэме Михаила Лермонтова «Демон» (1891). Серов
представлен виртуозной натурной зарисовкой, запечатлевшей мчащегося на коне
казака (1889).
Собрание Вологодской картинной галереи может гордиться качественной подборкой
работ мастеров, входивших в общество художников «Мир искусства». Приобретение
их, начатое еще в начале ХХ века Северным кружком, продолжено современным
поколением музейных работников. Сегодня в собрании ВОКГ есть первоклассные
работы Александра Бенуа и Мстислава Добужинского, Зинаиды Серебряковой и Анны
Остроумовой-Лебедевой, Евгения Лансере, Бориса Кустодиева и Константина
Богаевского, которые представляют практически все сферы деятельности художников
этого объединения: станковый рисунок, иллюстрацию, журнальную графику,
театрально-декорационное искусство.
Постепенно сформировалась в галерее и целостная коллекция вологодской графики
начала ХХ века. Первоначально это были единичные поступления. Лишь со временем
пришло понимание подлинной исторической и художественной ценности этого
материала. Сегодня коллекция ВОКГ может представить плеяду талантливых мастеров
Вологды, среди которых Феодосий Вахрушов и Василий Сысоев, Евстафий
Шильниковский и Николай Тусов, во многом определивших развитие художественной
культуры на Вологодчине.
Выставка будет работать по адресу: г. Москва, Гороховский переулок, 17,
строение 1.
Информация Департамента культуры и охраны
объектов культурного наследия области ,
Вологодской областной картинной галереи
|