«С места в карьер» – так, пожалуй, можно охарактеризовать начало нового 167-го по счету сезона в Вологодском драмтеатре. На сей раз начало стало резким и ошеломляющим – и в выборе материала для постановки, и в его построении (спектакль «сочинен» режиссером Зурабом Нанобашвили из нескольких произведений Бертольта Брехта), и в способах его трансляции. Спектакль-предупреждение, спектакль-назидание, спектакль-размышление приглашает зрителя к непростому диалогу и серьезной рефлексии.

Первый акт пьесы – смысловая компиляция историй-притч, отдельными мазками создающих достаточно явственную картину тоталитарного общества. Заявленный в названии «страх» становится полноценным, незримо присутствующим в каждом эпизоде персонажем, объединяющим звеном для сюжетно как бы не связанных между собой историй. Страх излучают глаза невесты молодого штурмовика-провокатора, который якобы в шутку демонстрирует ей, как в очередях, где толпятся безработные, они метят недовольных режимом: достаточно хлопка по спине – и на ней появится меловой крест. Страх стоит за спиной судьи, которому предстоит вынести приговор по делу о нападении трех штурмовиков на торговца-еврея: ошибка или просчет – и он сам уже по ту сторону зла, в арестантской робе. Страх, смешанный с отчаянием и безысходностью, вибрирует в голосе жены успешного некогда врача, вынужденной уехать и бросить все, потому что ее зовут Юдифь… Парализуя сознание, страх искажает все естественное, что есть в человеке. Казалось бы, зачем об этом говорить? Фашизм осужден и развенчан, Нюрнбергский процесс расставил все точки над i, и человечество, поняв свои ошибки, устремилось в дивный новый мир. Всё так. Почему только информационные выпуски новостей в начале XXI века полны сообщениями о сотнях и тысячах жертв в этом дивном новом мире?..

Придавив зрителя волной страха, во втором акте авторы спектакля заходят с другой стороны, включая рычаги политической сатиры. В полузабытом жанре политического памфлета предстают похождения бравого солдата Швейка, каким-то чудом попавшего с Первой мировой на Вторую. Издевательское изображение фюрера, в окружении возбужденных генералов в женском обличье, дополняют фарсовость и абсурдность происходящего.

«Для чего мы поставили эту пьесу? Хочется быть уверенными, что у нас не появится сзади меловой крест, – поделился своими размышлениями Зураб Нанобашвили. – Основная идея нашего спектакля – как выстроить баланс между государством и личностью, как укрепить национальную идею, но не растоптать при этом человека…».

Поразмышлять над поставленными вопросами драмтеатр приглашает 24 октября и 1 ноября, в день рождения театра.

Теги: драмтеатр
Елена Легчанова

Новости по теме