Выставка «Образы литературы в творчестве Александра Васильевича Пантелеева» откроется в Мемориальной мастерской художника 10 апреля. Начало мероприятия в 17.00.

Литература занимала огромное место в жизни заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева. Она во многом сформировала его мировоззрение, влияя на творчество, питала новые темы и всегда была необходимым источником интеллектуальных радостей. Пантелеев был одним из самых читающих художников Вологды и до конца дней испытывал потребность в литературе.

Родители художника были связаны с театром, постоянно гастролируя. Бывали времена, когда их квартира располагалась прямо в здании театра. Поэтому знакомство с классической литературой началось для него с раннего детства с драматургии, услышанных в репетиционных комнатах и зрительном зале монологах и диалогах в пьесах В. Шекспира и Ф. Шиллера, Лопе де Вега и А. Грибоедова.

С детства и на всю жизнь любимым оставался А. С. Пушкин. Оканчивая художественное училище в Уфе, Александр Пантелеев на диплом взял тему «Пушкин в гостях у башкир», успешно исполнив эту картину. В годы юности начинающего художника особенно влекли романтические поэмы А. С. Пушкина. Так, в 1964 году он сделал эскизы декораций к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Образы природы, сады Черномора были навеяны чарующей красотой Крыма, куда художник часто ездил, начиная с 1950-х годов. В 1969 году молодой сценограф получил официальный заказ на постановку балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонта» в Уфимском театре оперы и балета, успех декораций и костюмов был необычаен, спектакль шел несколько лет. В те же годы Пантелеев начинал работать над оформлением оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в Свердловске.

В 1977 году, словно набравшись смелости и подводя итоги долгого общения с искусством Пушкина, живописец обращается к поэту напрямую, так возникает программное полотно «К поэту». Картина стала значительным фактом его творческой биографии. Чеканной формой строгой композиции автор выразил не только свое преклонение, но и понимание поэзии, самой судьбы великого человека. Пушкинская тема так захватила Пантелеева, что появятся полотна «Муза» 1977, «Белая ночь» 1980, «Сонет памяти Пушкина» 1981. Еще в 1979 году он начинал писать «Пушкинский натюрморт» с дуэльными пистолетами, но не закончил. После поездки в 1986 году в Ленинград у живописца возник замысел написать парное полотно к картине «К поэту» – «Ссора» – с портретами Александра Сергеевича и Натали.

Среди романтических увлечений в литературе у Пантелеева юных лет был и М. Ю. Лермонтов, его поэма «Демон». Результатом стали эскизы декораций к опере А. Г. Рубинштейна «Демон». Уже в 1960-е годы художник был чрезвычайно захвачен поэзией и образом испанского поэта и драматурга Гарсиа Лорки. Не имея возможности посетить Испанию, Пантелеев находит природу в Крыму, созвучную, на его взгляд, образам поэта. И в 1967 году появляется полотно «Памяти Гарсиа Лорки», оно вошло в серию монументальных натюрмортов с кактусами и окрасило их в драматические тона. Не менее волновала интеллектуала Пантелеева литература античности и эпохи Возрождения. После поездки в Италию в 1979 году живописец создал «Итальянскую серию», в которой зритель мог убедиться, как созвучны величавые ритмы, поэтика Данте и Петрарки пластическим образам в живописи, графике, сценографии Александра Пантелеева. В 1980 году появится картина «Памяти Франческо Петрарки». Так в творчестве художника ХХ века складывается литературный триптих посвящений Г. Лорке, А. Пушкину, Ф. Петрарке. Выбор имен многое может сказать о художнике, показать глубину и многообразие его интересов.

Литература активно существовала и в быту художника. В его вологодской мастерской, в красном углу, рядом с иконой висела репродукция знаменитого портрета Пушкина кисти О. А. Кипренского. На полках стояла разнообразная литература, самыми читаемыми изданиями были книги Пушкина. Как ни придешь в гости к художнику, то он, если не у мольберта, так с книгой. В мастерской существовала никогда не нарушаемая традиция – собираться в день рождения и в день гибели поэта. Эта традиция была продолжена и после смерти художника.

Из западноевропейской литературы Пантелеев особенно ценил французскую. В последние годы он увлекся современной американской прозой. В русской литературе, которую он, конечно, знал блестяще, помимо Пушкина сохранил до конца жизни интерес с Н. Гоголю, Ф. Достоевскому, М. Салтыкову-Щедрину. Из российских писателей начала ХХ века ценил В. Набокова и А. Платонова, из писателей-современников любил В. Распутина, Ч. Айтматова, Ф. Искандера, крепкая дружба связывала Пантелеева с Виктором Астафьевым.

Собирая устные и письменные высказывания Александра Васильевича Пантелеева о литературе, делаешь вывод, который, казалось бы, не вяжется с образами его искусства. Этот рационально мысливший человек ценил в искусстве больше, чем интеллектуальную высоту и игру ума, сердечность, способность автора сопереживать своим героям. Знание этого позволяет по-новому взглянуть на его живописные полотна, рисунки, сценографические проекты. А молодым и начинающим художникам факт столь глубокого увлечения А. В. Пантелеева литературой дает посыл к их собственному погружению в мир поэзии и прозы, без которых не мыслим ни один талант, в какой бы сфере искусства он не реализовывался.

Мемориальная мастерская заслуженного художника РСФСР А.В.Пантелеева расположена по адресу: Вологда, ул. Козленская, 4. Тел.: (8172) 21-16-39.

Теги: Александр Пантелеев
Ирина Балашова, заместитель директора по научной работе ВОКГ

Новости по теме