Свою версию романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского предложил вологодский Театр для детей и молодежи. Премьера спектакля «О преступлении», жанр которого создатели определили как «история с любовью и убийствами», состоялась 14 февраля на малой сцене театра.

Заметим в сторону, что романы Достоевского, несмотря на их выраженное эпическое начало, очень удачно инсценируются: множество идей, заложенных в произведении, дают возможность режиссерам и актерам выбирать то, что хотят сказать именно они, не замахиваясь на «всеохватность». Преступление: мотивы, его побудившие, уродство и неестественность его совершения, осмысление произошедшего, – вот что выбрали в качестве объекта для исследования актеры Театра для детей и молодежи. Инсценировка, оформление и режиссура спектакля – заслуга актера Андрея Камендова, руководителем постановки стал художественный руководитель театра народный артист России Борис Гранатов. Спектакль играется (и смотрится) на одном дыхании. Он идет без антракта.

Формат малой сцены диктует и немногочисленность актерского состава, и сдержанность (но при этом – удивительную функциональность) сценического оформления. При этом троим рассказчикам истории одного преступления удается не потерять полифоничность густонаселенного романа Достоевского – во многом благодаря чудесам перевоплощения. И если исполнитель главной роли Андрей Камендов не может позволить себе роскоши быть кем-то, кроме Родиона Раскольникова, так как его герой занят почти в каждом эпизоде спектакля, а актриса Анна Терентьева с линией Сони Мармеладовой временами сопрягает только функцию рассказчика, то заслуженная артистка РФ Августа Кленчина (практически бенефисная работа) демонстрирует чудеса метаморфоз, за доли секунды превращаясь из старухи-процентщицы в ее сводную сестру Лизавету, рабочего Миколку, полицейского, Мармеладова, Катерину Ивановну, Полиньку, мать Раскольникова и – апофеоз ролевого набора – следователя Порфирия Петровича. Именно она создает вокруг Раскольникова атмосферу гнетущей действительности, сопутствующей преступлению. «Многоликость» старухи-процентщицы, равно как и амбивалентность сценического пространства, где комната-гроб Раскольникова в мгновение ока трансформируется в квартиру старухи-процентщицы, кабинет Порфирия Петровича или комнату Сони, а в конце окончательно теряет приметы конкретного места, – в итоге ставят под сомнение реальность происходящего: возникает мысль, что все это плод воспаленного и лихорадочного сознания убийцы.

Со школы сидящие в сознании сентенции Раскольникова из разряда «тварь ли я дрожащая или право имею», в силу обретенной афористичности уже не воспринимаемые как откровение, в спектакле приобретают остроту новизны: процесс создания и разрушения «теории Раскольникова» происходит на глазах у зрителей. В полуметре от них (специфика малой сцены) совершается преступление – обведенные меловые силуэты на полу и стене постоянно возвращают присутствующих к этому факту. Как бы приглашая к диалогу, Раскольников объясняет, что хотел проверить, действительно ли одним позволено больше, чем другим, и обводит рукой зрительный зал, деля публику на «обыкновенных» и «необыкновенных», тех, кому дозволено совершать поступки, стоящие за гранью человеческой морали. Зрители становятся свидетелями мучений и терзаний героя, перемежаемых эпизодами иезуитских допросов Порфирия Петровича. И в качестве невольно подглядывающих они наблюдают за историей любви Сони и Раскольникова, идущей второй, дополнительной по отношению к «преступной», линией, логично выходящей на первый план в конце спектакля.

Несмотря на серьезность материала, спектакль пронизан иронией, а временами действие превращается в полнейший фарс. Уверена, старшеклассникам (на афише стоит возрастной ценз 16+) будет о чем подумать; здесь они точно не заскучают. Спектакль ТЮЗа ни в коем случае не заменит чтения романа – но, вполне вероятно, подтолкнет к нему даже тех, кто уже не раз его читал.

Оценить премьеру Театра для детей и молодежи можно 17 и 28 февраля и 6, 20 и 31 марта. Билеты в кассе ТЮЗа (справки по тел.: 72-67-29) и в центральной театрально-концертной кассе (тел.: (8172) 72-23-19). Начало в 18.00.

Теги: ТЮЗ
Елена Легчанова, фото Светланы Гришиной

Новости по теме