«Посвящение Оскару Питерсону» – легендарному канадскому пианисту и композитору, многие пьесы которого стали образцами фортепианной джазовой классики, – услышали вологжане в исполнении Сергея Жилина и коллектива «Фонограф-Джаз-Квартет».

«Идея создать музыкальную программу, посвященную Питерсону, появилась более 20 лет назад. Отдельные ее фрагменты исполнялись во время туров по разным городам и странам. В 1999 году работа была завершена – состоялся концерт в Московском театре эстрады, в котором за четверть века до этого планировалось, но так и не случилось выступление самого Оскара Питерсона», – рассказывают музыканты.

На концерте в Вологде прозвучали этюды Оскара Питерсона, фрагмент из его «Канадской сюиты», джазовые стандарты разных авторов, в числе которых «Караван», «Сатиновая кукла», «Take the A train» Дюка Эллингтона… Романтичные тона, плавно переходящие в блюз, а потом резко сменяющиеся ритмами самбы – гамма разнообразных чувств воплотилась в музыке благодаря артистам. Участники джаз-квартета тепло общались с публикой, много шутили. Сергей Жилин, улыбаясь, отметил, что если он за год не побывал несколько раз в Вологде, то сезон прошел зря.

Сергей Жилин – пианист, дирижер, бэнд-лидер, аранжировщик, композитор и педагог; руководитель более 15 музыкальных коллективов, объединенных общим названием «Фонограф». Музыкант, воспитанный классической фортепианной школой, что прекрасно чувствуется по высокой технике исполнения. После концерта в Вологде Сергей Сергеевич согласился ответить на вопросы журналистов.

Почему вы решили посвятить свою программу Оскару Питерсону?

Оскар Питерсон – величайший музыкант, ярчайший пианист и великий человек. К сожалению, мне не довелось услышать его исполнение вживую, но, тем не менее, для меня он всегда был и остается недосягаемой вершиной пианистических возможностей. Его стиль довольно традиционен и вместе с тем невероятно многогранен. Я очень люблю все, что он сделал. Кстати, совсем скоро мы поедем с программой «Посвящение Оскару Питерсону» на его родину – в Канаду. В этом году гению джаза исполнилось бы 90 лет.

Что превалирует в вашей игре – разум или чувства?

Как сказал Бетховен: «Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств». Во всем важна умеренность. Я стараюсь балансировать. Если довериться чувствам, то исполнение может превратиться в хаос, а если все делать под властью разума – не сможешь выразить глубину и суть произведения.

Для джазового пианиста важно классическое музыкальное образование?

Я знаю пианистов, у которых, можно сказать, руки-крюки. Они мыслят хорошо, делают свои нестандартные вариации, но пианистичным это не назовешь никогда. И еще одна основная проблема у джазовых музыкантов, не только у пианистов – они все время играют громко. Это возникает потому, что при обучении джазу мало внимания уделяется правильному пониманию динамики и звукоизвлечению в целом. Академическое же образование учит не «долбить», а общаться с инструментом. У меня и моих коллег за плечами очень сильная академическая школа, поэтому нам легче. Ведь для того, чтобы стать настоящим музыкантом, нужно знать, что такое звук и как с ним работать.

Как проходят ваши мастер-классы?

Я даю мастер-классы в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории. На творческих встречах и на концертах, где мне задают вопросы, также могу показать что-то, наиграть.

Какие у вас воспоминания о Центральной музыкальной школе?

Самые хорошие. Мне удалось застать Марью Павловну Андрееву, у которой я учился в первом-втором классах по сольфеджио. В стенах ЦМШ в то время было запрещено играть что-либо помимо произведений классиков. Считалось, что академическая музыка – святое, а остальное – джаз, эстрада – где-то на периферии. Но мы любили на переменах играть что-то из популярной музыки, за что нам доставалось, конечно.

Вы добились большого признания как музыкант. А что для вас истинная самореализация?

Суть самореализации в том, чтобы работать, используя по максимуму все свои творческие ресурсы, весь свой потенциал. Этим я и занимаюсь сегодня. Часто можно услышать, что успех – это путь, а не цель, и я с этим согласен. Моя работа предполагает, чтобы я постоянно поддерживал себя в форме, изучал что-то новое и рос над собой. Потому что если я, к примеру, в следующем году приеду к вам и буду делать на сцене то же самое на том же уровне, то перестану быть интересен публике. Но, безусловно, в первую очередь, это должно быть интересно мне самому. Поэтому я всегда стараюсь делать что-то новое. Стоит только подумать, что я всё сделал, всё уже имею, как очень быстро от успеха не останется и следа.

Какой совет вы могли бы дать людям – как найти себя в жизни и быть успешными и счастливыми?

В детстве я занимался авиамоделированием, строил модели самолетов, выступал на различных соревнованиях, но при этом продолжал заниматься музыкой. Когда я впервые услышал джаз, музыка окончательно завладела моей жизнью, и для меня это счастье. Думаю, что универсальных секретов, как стать счастливым, нет, потому что каждый понимает счастье по-своему. Нужно просто больше интересоваться всем, что тебя окружает – так скорее можно найти себя, свое призвание. Я, к счастью, не могу представить, как люди ходят на работу, которую терпеть не могут. Надо любить то, что делаешь, и делать то, что любишь – только так можно достичь успеха.

Теги: Сергей Жилин, филармония, джаз
Анна Щебенева, Евгения Лапцова, фото Вологодской филармонии

Новости по теме