Противоречивая история о судьбах шести девушек и одного старшины стала литературной основой спектакля, который три года назад, в мае 2013 года, представил жителям Петрозаводска Национальный театр Карелии. Знакомая со школьной скамьи и относящаяся к разряду произведений, образы которых стоят перед глазами на протяжении многих лет, повесть Бориса Васильева пленила многие впечатлительные и пылкие детские умы, в первую очередь, контрастностью, лежащей в основе сюжета: молодые красивые и хрупкие девушки не просто стоят перед лицом войны, а отчаянно сражаются, защищая честь Родины.

В 2016 году спектакль «А зори здесь тихие» театр из Карелии представил под открытым небом в стенах Вологодского кремля на фестивале «Голоса истории». О чем же этот «исторический голос» и почему он прозвучал именно так?..

Девочки из мирной жизни, наполненной мечтами о безоблачном будущем, учебе, счастливых семьях, детях, отправляются на фронт, до последнего не теряя надежды на воцарение мира. Ни одна из них не знает, что через несколько часов жизнь оборвется. Война для них, за исключением Комельковой и Осяниной, которые в свои юные годы уже встречались со смертью, став невольными свидетелями убийства родителей, – скорее своеобразная игра. Все они молоды и преисполнены желанием жить.

Режиссер спектакля Андрей Дежонов представляет свой взгляд на произошедшую трагедию. Старшина Васков – опытный вояка, повидавший на своем веку немало трудностей: как он мог допустить такой просчет и пойти на врага в компании пяти молодых девушек? Недальновидность? Амбиции? Отчаяние и злость на войну? Зов патриотизма? Сложно выделить в этом главный мотив: «В чем-то вина за произошедшее заключается в неудовлетворенности военного, который хочет именно воевать, в определенном эгоизме,  желании победить во что бы то ни стало, легкомыслии, которое можно назвать «шапкозакидательством». То, что старшина вместе с рядовыми остановили 16 немцев с точки зрения факта – подвиг, но с точки зрения жертв – это преступление. Только в конце спектакля к герою приходит осознание напрасности жертв и раскаяние», – поделился своими мыслями на пресс-конференции после спектакля Андрей Дежонов.

Все артисты в спектакле, как и их герои (за исключением старшины), очень молоды: «сочинять» эту историю вместе с режиссером актеры стали еще во время учебы на 3-м курсе Петрозаводской консерватории (специальность «Актерское искусство»): общались с ветеранами войны, посещали артиллерийский музей, разбирались в устройстве орудий времен Второй мировой, изучали исторические факты, литературные источники. Спектакль «А зори здесь тихие» на сцене Национального театра Республики Карелия стал выпускной работой  курса актеров драмы в 2013 году. С каждым новым выходом на сцену артисты «ищут себя», совершенствуя свое мастерство.

Перенеся «А зори здесь тихие» на открытый воздух во время «Голосов истории» (спектакль прошел у Пятницкой башни Вологодского кремля), режиссер пришел к выводу, что формат спектакля не совсем подходит под улицу: ландшафтный спектакль, по его мнению, должен длиться в два раза короче. «Зори...» шли в течение почти трех с половиной часов, но никто из зрителей не покинул «зал», а аплодисменты по окончанию спектакля долго не смолкали. «Вологодская публика лишена снобизма, несмотря на то, что видит множество спектаклей. Очень театральный город, жители которого ходят в театр, любят театр и понимают его», – заметил Андрей Дежонов. Времени на тщательные репетиции в новых условиях существования постановки не было, поэтому в фестивальном показе спектакля многое держалось на актерской импровизации – и это сработало, потому что каждый из артистов знал, что хочет донести до зрителя. Безусловной удачей ландшафтного представления постановки, изначально сделанной для «коробки», стал явный «эффект присутствия»: действие спектакля разворачивалось не только перед зрителями, но и вокруг, вовлекая их в непосредственное участие; автоматные выстрелы заставляли присутствующих оборачиваться, выискивая глазами стрелков.  

Теги: Голоса истории
Денис Недопёкин, фото Татьяны Гамиловой

Новости по теме