Выставка «Все мы жили по соседству» открылась в конце июня, во время «Голоса ремесел», и те, кто сумел оторваться от ярких, шумных мероприятий фестиваля на центральных городских площадках и дойти до уютного и тихого «Резного палисада», уже тогда смогли дать волю воспоминаниям. Несмотря на то, что на выставке представлены в основном предметы и вещи 1950-60-х годов, даже достаточно молодые посетители обязательно увидят и узнают знакомые, милые, навсегда врезавшиеся в память реалии быта ушедшей советской эпохи. «Показывая посетителям нашу выставку, мы то и дело слышим: «А у нас был такой же телевизор! Такая же радиола! Такие же радио/фотоаппарат/зонтик/коньки/керогаз/детская машинка/волчок...», – говорит заместитель директора «Резного палисада» Валентина Поточкина. – Это такой собирательный образ коммунальной (и не только коммунальной) квартиры середины ХХ века». Швейная машинка «Зингер», накрытая ажурной салфеткой, телефон с крутящимся диском, радиола, шкаф-буфет, коричневая школьная форма с кружевным пришитым воротничком, фильмоскоп, чернильница-непроливайка, грустный плюшевый мишка на подоконнике, – все эти предметы собраны по частным коллекциям вологжан. «Похожую выставку мы открывали здесь 3 года назад, – уточняет Валентина Поточкина. – Побывав на ней, люди вспоминали, что у них остались какие-то вещи в шкафах, на антресолях, в гаражах – и приносили нам новые предметы».

Как театр начинается с вешалки, с вешалки же начинается любая квартира – и выставочная «коммуналка» в «Палисаде» – не исключение. В импровизированной прихожей висят коньки и плюшевая жакетка, рядом стоят лыжи, а внизу – старый, еще довоенный сундук, на котором (символ встречи времен) гордо восседает новое приобретение хозяев – чемодан, предмет послевоенного времени. Несколько пар галош – признак шика – и детские сандалики, владельцы которых занашивали их за лето до дыр. Ну и, конечно, как обойтись без сетки-авоськи, сплетенной самой хозяйкой в соответствии с советами журнала «Крестьянка» (или «Работница»?..).

Знакомый атрибут коммуналки – бельевая веревка через всю кухню, где дружным рядком сушатся и детские колготки, и дамская комбинация, и мужские плавки на завязках. Под бельевой завесой – столы с керосинками, стеклянной и алюминиевой посудой, бидонами под сметану и чайницей с грузинским чаем, а на стене – обязательные репродукции «Богатырей» Васнецова и «Незнакомки» Крамского.

Единственная комната также обставлена в духе эпохи: круглый стол, накрытый вязаной скатертью, железная кровать с неизменными подвесами, подзорами и горой подушек, буфет, комод с телевизором и обязательной керамической фигуркой Василия Теркина (у многих вместо Теркина был пограничник с собакой или девочка с санками), уголок школьника с раскрытым гербарием и счетами... Новые вещи, появляясь, не вытесняли старых, сосуществуя в гармонии, и век вещей был в ту пору гораздо дольше, чем у нынешнего ширпотреба. Вещами пользовались до последнего, пока они на что-то годились, да и отслужившие свой век часто отправлялись не на помойку, а в чулан или сарай «на всякий случай».

А с самими «владельцами» всех этих предметов можно «встретиться» во дворе «Резного палисада», заглянув в «вологодские окна»: так называется выставка старых фото, на которых предстают ожившие картинки полувековой давности.

Встретиться с прошлым в «Резном палисаде» можно до конца августа.

Теги: Резной Палисад
Елена Легчанова

Новости по теме