Известный археолог, руководитель Вологодского отряда Северорусской археологической экспедиции Игорь Кукушкин встретился с участниками Клуба любителей искусства. Свое выступление он посвятил археологии Вологды.

«Мы не просто так выходим на любое попавшееся место и начинаем беспорядочно копать лопатой»

Прежде чем начать рассказ о работах, проведенных на территории Вологды, Игорь Кукушкин напомнил всем, что такое археология (изучение прошлого человечества по материальным свидетельствам: вещам, постройкам, архитектурным деталям) и каковы ее методики.

«Основная методика – это археологические раскопки, которые ведутся по определенным правилам. Мы не просто так выходим на любое попавшееся место и начинаем беспорядочно копать лопатой. Сначала проводятся предварительные работы, после этого организовывается экспедиция, участок разбивается на квадраты, и аккуратненько лопаткой, при необходимости совками, кисточками мы расчищаем конструктивные элементы, постройки. Найденные вещи фиксируются, обрабатываются, реставрируются и поступают в музей». На вопрос, какой лопатой копаете, Кукушкин отвечает, что предпочитает совковую: «В последнее время используют финские, немецкие, но мне кажется, наша советская совковая лопата – универсальный инструмент».

На основе полученных материалов позже пишутся научные и научно-популярные работы. Так по крупицам воссоздается история. Бывает, археолог не может сразу верно интерпретировать то, что он раскопал, однако методики позволяют зафиксировать все так, что даже через несколько лет при проведении историко-архивных изысканий находки можно будет расшифровать. Целостную картину исторического развития даже небольшой территории можно получить на основании комплексного исследования несколькими специалистами. «Один человек не способен исследовать огромное пространство. Вот, например, я закладываю в год большой раскоп – 300 квадратных метров. Но что такое 300 квадратных метров для города? Небольшой участочек. На основе его исследования невозможно получить представление обо всем городе. Так что археология – наука долговременная».

Вологодский отряд Северорусской археологической экспедиции был создан в 1992-м и в этом году отметил 25-летие. Сейчас работы ведутся им в основном с целью проведения охранных археологических раскопок. Когда начинается строительство в зоне охраны памятника, заказчик обязан провести там охранные археологические раскопки. Кукушкин признается: да, не всегда участки интересны, но выбора особого нет. Все работы проводятся за счет заказчика, самостоятельно вести их нет возможности. Полевые работы начинаются, как правило, в конце мая. Для Игоря Кукушкина, по его словам, наиболее сложными являются вопросы организационного характера – получить разрешение на земляные работы, найти деньги и людей, обеспечить соблюдение техники безопасности.

«Был и у нас свой Китай-город...»

Археология Вологды уже четверть века является предметом исследования Игоря Кукушкина. До него самые первые археологические исследования в Вологде были проведены в 1947 году, работы были приурочены к 800-летию города. Показывая фото, Кукушкин улыбается: «Сами видите, какие тут были участники раскопок – совсем дети». В 1950-е город активно начинает исследовать московский археолог Аркадий Никитин, и археологические работы начинают постепенно вестись системно.

Вологда возникает на пограничье Новгородских земель и Ростово-суздальского княжества на правом берегу реки Вологды, на крутой излучине, и место возникновения города называется Вологодское городище (городище – укрепленная часть городского поселения). Это территория памятника 800-летия, улиц Бурмагиных, Ударников, Воровского, Луговой набережной. Город достаточно быстро разрастался. «Несмотря на то что раскопов было достаточно много, мы и сейчас не можем сказать, где было вот это минимальное «пятно» города. В ходе исследования возникает ощущение, что город был возведен единовременно. Очевидно, это было чье-то волевое решение, и изначально существовала плановая структура. Город не возникал беспорядочно: возводились улицы, по сторонам которых строились жилища».

Свой первый раскоп на территории городища в 1992 году Игорь Кукушкин называет удачным, подчеркивая, что вплоть до настоящего времени его материалы позволяют судить об особенностях вологодского жилища XIII – XIV вв.

Остатки крепостных сооружений догрозненского периода (сер. XV – сер. XVI вв. ) впервые удалось обнаружить в 1994 году. Это четыре ряда плетней, расстояние между которыми составляло примерно шесть метров. «По неопытности я не смог сразу интерпретировать, что же я нашел, но старшие коллеги подсказали, что это деревоземляные конструкции, типичные для древнерусского фортификационного зодчества, которые именовались Китай-город. Как Китай-город в Москве, Китай-город в Смоленске, такой Китай-город был и у нас. «Китай», потому что с древнерусского языка «кета» («кита») – это плетень. С их помощью делали земляной вал. Плетни служили каркасом, чтобы он не расползался, их засыпали землей. К Китаю это название не имеет никакого отношения».

«Некоторые думают, что древнерусские города очень грязные. Неправда!»

В этот же период были обнаружены в хорошей сохранности настилы деревянных мостовых. «Судя по находкам, Вологда была достаточно высокоразвитым городом. Иногда некоторые представляют древнерусские города очень грязными. Неправда! Были чистые мощеные улицы, по краям от них сооружались дренажные каналы. Вологда была не самым большим городом, но благоустройство здесь шло и в Средневековье. Как только мостовая изнашивалась, на нее настилался следующий уровень».

Также Игорь Кукушкин отметил, что находят археологи и большое количество захоронений, средневековых кладбищ, которые сейчас никоем образом не выражены на местности. Так, например, в районе Паркового переулка, 12, было выявлено 338 древнерусских погребений XIV – XVI вв. «Как практик могу сказать, почти что у каждой ныне существующей церкви есть кладбище, захоронение».

«Это был не заштатный город, Вологда являлась реальным центром северо-востока Руси»

Предметные находки в Вологде достаточно типичны для древнерусских городов того времени: Новгорода, Москвы, Смоленска, Пскова, Ярославля, Твери. В период XIII – XV веков Вологда входила в десятку высокоразвитых городов, причем Вологодская волость была достаточно большой по площади. «Это был не заштатный город, Вологда являлась реальным центром северо-востока Руси». Вологда территориально находилась в центре древнерусского государства, она была связана и с Белым морем через Северную Двину, с югом – через Шексну, Волгу. В конце XIV века формируются прямые сухопутные дороги через Ярославль и через Сизьму в новгородские земли. «Может, Вологда и не была центром политическим, но территориальным – да».

«Вологжанки любили себя украшать»

В основном археологи находят предметы хозяйственно-бытового обихода: ножи, ключи, наконечники копий. «Много украшений: стеклянные браслеты, янтарные перстни, крестики, бронзовые пуговки, стеклянные бусинки. Вологжанки любили себя украшать». Широкое применение в хозяйстве имела кость. Из нее изготавливали бытовые предметы, гвозди, гребни, пуговицы, украшения, наконечники стрел.

Игорь Кукушкин отмечает: некоторые предметы до сих пор хранят душу мастера. Например, деревянная птичка-игрушка, найденная в 1994 году. Сам факт обнаружения игрушки ничего удивительного не содержит: глиняные и деревянные игрушки находят часто. Но именно эту археолог называет изысканной. «Наверное, человек, который создал эту игрушку, обладал художественным вкусом. Потому что когда ее берешь в руку, она хорошо ложится, чувствуется тепло с любовью созданного предмета. Не просто поделка на скорую руку».

«Вологодская берестяная грамота – деликатное и дипломатичное напоминание: взял деньги – возвращай»

Находку берестяной грамоты в 2015 году Игорь Кукушкин считает эпохальной. Она была обнаружена на участке между домами 2 и 4 по улице Ударников. Грамота была найдена в материковой западине (яме), хотя по сути нашли ее не непосредственно в земле, а при разборке материалов. Сезон был очень дождливый, и все находки порой извлекались в виде жижи, а после промывались. После того как с грамотой поработали реставраторы, была сделана ее прорисовка. Свою помощь в расшифровке грамоты предложили академик РАН Андрей Зализняк и член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус.

Это послание некоего Якова к Остафу, подкрепленное авторитетом знатного Онаника, приходящегося тестем. «"Я тебе дал рубль", – говорит он. Рубль по тем временам – большая сумма. На нее можно было купить несколько десятков тюков пушнины, которые позволяли человеку безбедно жить и вести хозяйство на протяжении нескольких лет. И этот рубль он послал к некоему Самойлу сюда в Вологду. Ученые полагают, что это сделали новгородцы, поскольку в грамоте есть признаки новгородского письма. Возможно, они собирались закупить товар. Но в итоге Яков не получил обратно «ни рубля, ни проторов», то есть прибыли. Первая вологодская берестяная грамота – деликатный дипломатический документ, напоминание: денежки я тебе дал, так ты возвращай». Грамота датируется началом XIV века, это древнейший документ письменности на территории Русского Севера на сегодняшний день. Сейчас грамота находится в Вологодском музее-заповеднике. Как «патриотический настроенный товарищ» Игорь Кукушкин видел ее только там.

«Иван Грозный произвел эпохальные перемены в границах города»

Особое внимание на Вологду Иван Грозный обратил в 1565 году после введения им института опричнины. Страна была разделена им на государеву опричнину и земщину под властью Боярской думы. «У нас есть некоторые основания полагать, что столицей опричных территорий он хотел сделать Вологду. Но если не столицей, то одной из опричных резиденций он ее сделал точно, он не просто тут бывал, он давал указания, как дальше должен развиваться город, и произвел эпохальные перемены в границах города, которые заключались в первую очередь в переносе политического, административного и торгового центра города с территории Ленивой площадки Вологодского городища вниз по течению Вологды в район современного центра». Новый центр был ограничен рекой Вологдой, современными улицами Мира, Октябрьской, Ленинградской. Вологодское городище стало посадом, укрепления были срыты. Строящаяся новая вологодская крепость намного превосходила укрепления «земской» Москвы, а Иван Грозный лично контролировал строительство: в 1567 году он с семьей «поехаша в объезд на Вологду досмотрити градское основание». Монументальные проездные башни крепости были практически неприступны, а возведенный внутри крепости Успенский (Софийский) собор имел в качестве образца главный храм Московского кремля. Выстроенные рядом с ним каменные палаты использовались для хранения государевой казны и как арсенал. По легендам, здесь же находилась и библиотека Ивана Грозного.

Вологодская крепость – один из наиболее интересных предметов для исследователя эпохи Ивана Грозного и того, кто увлекается историей градостроительства. Но Игоря Кукушкина она заинтересовала как фортификация, военно-инженерное сооружение, и исследованию этого объекта в последние годы уделялось особое внимание.

В 1572 году после отмены опричнины реализация проекта по созданию грандиозных укреплений в Вологде была приостановлена. При Иване Грозном были построены часть каменных стен и башен вдоль улицы Мира и частично по улице Октябрьской, и, очевидно, при нем крепость была достроена в дереве, то есть полностью каменной она никогда не была. Достоверных источников о том, как именно она выглядела визуально, не осталось. «Нужно проводить больше археологических раскопок».

«За четыре месяца вологжане по собственной инициативе построили крепостные укрепления в три километра»

С большой долей вероятности можно реконструировать этапы градостроительной истории крепости на начало XVII века. В 1608 году, в эпоху Смуты, в Вологде появляются польские и казацкие отряды, которые грабили территорию. И вологжане решают на основе каменных укреплений Ивана Грозного надстроить новые деревянные конструкции. Что и было осуществлено самими вологжанами без всякого указа сверху. Буквально за четыре месяца были оборудованы крепостные укрепления длиной более трех километров. Археологи реконструировали этот план Вологодской крепости: по Мира на каменных основаниях были возведены деревянные надстройки, по Октябрьской проходила полностью деревянная стена, по Ленинградской небольшой участок на пересечении с Октябрьской был каменно-деревянным, а дальше до берега реки и вдоль нее были полностью деревянные башни и стены.

Можно соотнести сооружения и с современным городом. Так, например, Благовещенская башня, на которой были часы, располагалась в районе нынешнего магазина «Ленинградский», а Пятницкая – в районе «Детского мира».

«При Романовых началась капитальная реконструкция Вологодской крепости»

Справившись со Смутой, царь Михаил Романов проводит военную реформу, включающую модернизацию крепостей. В 1630 – 1631 года была перестроена и Вологодская крепость, причем строительство велось по всем правилам фортификации, было уменьшено количество башен, были установлены орудия, крепость приобрела более воинственный вид. «Проезжающий мимо Вологды тогда видел величественную картину», – отмечает Игорь Кукушкин.

Фундаменты Вологодской крепости были найдены в 2013 году во время реставрации здания по ул. Мира, 13. До этого археологи только знали, что крепость проходила по этой территории. «Когда начали реставрировать здание, строители нашли какие-то непонятные камни и позвали меня. После того как мы все расчистили и провели раскопки, то убедились: да, это фундаменты той самой легендарной крепости времен Ивана Грозного».

Документально найденная Вологодская крепость была зафиксирована в 2013 году, но Игорь Кукушкин отмечает: это не значит, что остатки крепости не находили раньше. В пример он приводит фотографию 1967 года. Когда прокладывали магистрали по Мира, то фундаменты Вологодской крепости просто-напросто выковыряли. Они и запечатлены на снимке. Археологов тогда не призывали.

Что еще осталось от крепости? Например, пруды в Кремлевском саду (бывший крепостной ров) и земляная насыпь там же, ну и река Золотуха – также бывший крепостной ров. В 2016 году издательство «Древности Севера» выпустило брошюру «Вологодская крепость второй пол. XVI – XVII», где можно подробно прочитать о всех проведенных исследованиях и посмотреть реконструкции крепостных башен.

«В ходе современной застройки уничтожены участки, на которых находились, наверное, десятки берестяных грамот»

Удручает специалиста то, что десятки адресов, где велась городская постройка, остались без археологического исследования. «В ходе современной застройки уничтожено огромное количество участков, на которых находились, наверное, десятки берестяных грамот – они были просто вывезены экскаватором. Что касается находок, то не десятки, а сотни и тысячи. То что нам удается раскопать и спасти – это очень маленькая толика того, что уничтожается. А ущерб мы даже не можем сосчитать. Откуда мы знаем, что там вырыли и увезли, может, библиотеку Ивана Грозного».

В 2018 году Игорь Кукушкин планирует продолжить работы на территории Вологодского городища, адрес места он держит в секрете, только отметил, что это не центр памятника. Также его просят провести небольшие работы в Белозерске.

Теги: Игорь Кукушкин, Клуб любителей искусства, археология
Юлия Шутова

Новости по теме