12+

Современным детям – современный театр, или как Петрозаводский театр кукол в Вологде гостил

Что мы знаем о сказке «Федорино горе»? Вопрос риторический, ответа не требуется. Знаем, что это стихотворная история, написанная замечательным детским писателем Корнеем Ивановичем Чуковским (135-летний юбилей со дня рождения которого отмечается в этом году) уже без малого около сотни лет назад – опубликована сказка была в 1926 году. Знаем, что есть сохранивший всю коллизию произведения Чуковского мультфильм с таким же названием, который многие видели в детстве. Для тех, кто помнит, – был еще и диафильм «Федорино горе», засматриваемый советскими детьми до дыр. Ну а театральных постановок – самых разных мастей и калибров – по знаменитой сказке не счесть. Казалось бы, можно ли придумать что-то, чтобы рассказать известную всем почти наизусть историю так, чтобы она смотрелась и воспринималась совершенно по-новому?

Оказывается, можно. Доказательство тому – спектакль Театра кукол республики Карелии, приехавшего в Вологду с трехдневными гастролями. Петрозаводские артисты так «зажгли» на сцене «Теремка», что пришедшие на спектакль дети буквально визжали от восторга. И не только дети. Взрослым зрителям было не менее интересно то, что происходит на сцене.

А происходит там вот что. Историю неудачливой замарахи Федоры рассказывают очень колоритные личности – то ли бродячие артисты, то ли мелкие жулики. Даже не рассказывают, а непосредственно участвуют в ней, под свистки полицейского сначала «помогая» посуде сбежать в огромных узлах у себя за плечами, а потом «переводя стрелки» на появившуюся плачущую Федору: дескать, посуда не была ими украдена, а по собственной воле ушла от неряхи. Рассказ сопровождается погонями по зрительному залу, целой чередой клоунских трюков и зажигательными танцами в исполнении всех действующих лиц спектакля.

Множеством аллюзий действие спектакля вроде бы отнесено в начало ХХ века: и образы незадачливых похитителей чужой кухонной утвари чем-то напоминают то ли Чаплина, то ли клоуна Карандаша, и владелица посуды – Федора (или, как она сама сначала отрекомендовывает себя – Теодора) похожа на дамочку из кабаре, и сценографическое решение являет собой прием театра в театре, и музыкальное сопровождение тоже составлено большей частью из «бородатых» композиций. Но для петрозаводчан нет временны́х преград: так же легко, как исполняют они хиты эпохи немого кино, переносятся они в век XXI, начиная рассказывать историю Федоры… чтением рэпа. Словом, все жанры хороши, кроме скучного.

Удачен актерский состав спектакля. Наверное, это тот случай, когда по пяти представителям коллектива можно составить мнение о труппе в целом. Мы, вологодские зрители, избалованные уровнем нашего любимого «Теремка» и уже не удивляющиеся его победам в престижнейших театральных конкурсах и фестивалях, готовы были «предоставить фору» и снисходительно отнестись к выступлению карельских гастролеров. А они, гастролеры, и не нуждались ни в форе, ни в нашем снисхождении, показав нам и нашим детям высококлассный, яркий, динамичный, остроумный, во всех отношениях замечательный спектакль. Ну, что сказать – браво!

К слову, создатели спектакля не чужие и Вологде: и режиссёра Петра Васильева, и художника Алевтину Торик вологодские зрители знают по таким кукольным «хитам» как «Колобок» (режиссер П. Васильев, художник А.Торик), «Аленький цветочек», «Чудо-репка», «Теремок» (художник А. Торик). Да и многие другие приглашенные режиссеры и художники работают и в Вологодском, и в Карельском кукольных театрах, создавая единое театральное пространство наших городов.

Для зрителей помладше в эту гастрольную поездку Петрозаводский кукольный театр привез спектакль «Девочка-снегурочка» режиссера Любови Бирюковой (известной вологодским зрителям по спектаклям «Умка» и «Серебряное копытце»). В основу спектакля, также тепло принятого маленькими зрителями, легли русские народные сказки, обработанные Владимиром Далем.

«Теремок» поедет на ответные гастроли в Петрозаводск в апреле. Карельский зритель увидит два спектакля из репертуара вологодского театра кукол: «Мишук или Сказка о непослушном медвежонке» в постановке заслуженного артиста России Андрея Князькова и «Сказку о попе и работнике его Балде» в постановке лауреата премии «Золотая маска» Бориса Константинова.

Елена Легчанова