12+

Персональная выставка Вячеслава Макарова впервые откроется в Вологодской картинной галерее

7 апреля в 17.00 в Мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР А.В. Пантелеева Вологодской областной картинной галереи (Козленская, 4) впервые состоится открытие персональной выставки произведений вологодского живописца Вячеслава Макарова (1949 – 2015).

Мечту живописца о выставке в картинной галерее осуществила его дочь Марина, художник-дизайнер. 

Вся жизнь Вячеслава Макарова прошла в Заречье, в типичной провинциальной среде с уютными деревянными домами, украшенными резьбой, крылечками и балконами, осененными высокими деревьями. Маленький домик на улице Мостовой (Рубцова) своими окнами смотрел на панораму Вологодского кремля, Софийский собор, колокольню, церковь Александра Невского. В нем Вячеслав жил ребенком, впоследствии устроив здесь свою мастерскую. Свое лицо в живописи он обрел не сразу, но то, что стало его вкладом в вологодское изобразительное искусство, что он по-особому передавал кистью, окружало его всю жизнь.

Главными уроками живописного мастерства и человеческой принципиальности стали для Макарова занятия у Сергея Теленкова в изостудии при ДКЖ. Первая заявка о себе была сделана художником в 1985 году картиной «Пролом», ее отметил сам Владимир Корбаков, других же смутил странный для того времени мотив. Город, увиденный не с парадной, а с изнаночной стороны, заставлял подумать о многом. В тот же год в мастерской произошел пожар, уничтоживший все ранние работы. Макаров воспринял это как знак начать все с чистого листа. С этого времени в его творчестве наметились две линии, которые впоследствии и дали впечатляющие результаты: образы деревянной старинной застройки, тонущей в густых зарослях деревьев, и мотивы центральной части города с каменной архитектурой. Сюжет «Пролома» продолжился в картине «Старая Вологда» с видом на Каменный мост в необычном ракурсе. Можно только сожалеть о раннем уходе художника из жизни, несомненно – впереди было развитие этой интереснейшей темы, у истоков которой в русском искусстве начала ХХ века стоял Мстислав Добужинский. Художника волновала проблема взаимопроникновения и сосуществования в едином городском пространстве старого и нового, поэтому урбанистические мотивы вторгались в образы, традиционные для Вологды.

Интерпретация мотивов старины у Макарова отличалась от работ других вологодских художников. Будучи достаточно жизнерадостным и общительным человеком, Вячеслав как истинный патриот родного города, с болью воспринимал разрушение памятников архитектуры, самой характерной вологодской среды. Поэтому свои виды патриархальной Вологды он писал в наиболее драматичную пору природы: зимней ночью, в метель или осенним ненастным вечером. Сцены весеннего пробуждения и виды на храмы, напротив, всегда были пронизаны светлой лирикой и окрашены в нежные, акварельные тона. Идеалы света и добра всегда жили в душе художника, поэтому символичен тот факт, что последней работой Вячеслава Макарова стала картина «Вид на Софийский собор из моего окна».   

Выставка работает до конца мая. 

Вологодская картинная галерея