Что делать, если внешне ты респектабелен и успешен, а внутри у тебя – пустота и страх смерти? Как выйти из привычной колеи, особенно если не знаешь куда, а еще тебе безумно страшно? Барри Кэшмен, владелец рыбного ресторана, счастливый муж и отец троих детей, вдруг понимает, что может в любой момент умереть. И задается вопросом: а что же, собственно, было у него в жизни?.. «Жизнь была не только милостива ко мне, она меня просто не замечала… Общий баланс моей жизни – посредственно…». У него возникает непреодолимое желание «сломать шаблон», обрести ощущение полноты бытия, пережить нечто такое, что оставило бы о себе незабываемое воспоминание. И он решается на роман на стороне – при том, что заводить романы совершенно не умеет…

Сюжет пьесы Нила Саймона крутится вокруг трех попыток главного героя завязать отношения с женщинами. Выбор кандидаток выглядит случайным, но в итоге оказывается, что каждая из трех несостоявшихся любовниц Барни добавляет очень важные штрихи к его портрету. В комментарии драматурга указано: три женские роли может играть одна актриса. По этому пути и пошел режиссер Борис Гранатов, предложивший роли в спектакле Эдуарду Аблавацкому и Екатерине Чаукиной. Действию свойственна напряженная динамика, хотя внешне тут «ничего не происходит» – все события совершаются во внутреннем мире героев, и они неуловимо меняются на наших глазах. Герой Аблавацкого в первом эпизоде внешне солидный, но внутренне зажатый немолодой мужчина; к финалу спектакля он как будто молодеет – становится раскованнее и свободнее. Три героини Чаукиной – совершенно не похожие друг на друга женщины; комедийно утрированные характеры узнаваемы, но при этом ярко индивидуальны. Каждая из них несет в себе свою драму, которая приоткрывается перед зрителем на какие-то мгновения, но делает образ глубоко человечным. Элейн нехорошо кашляет – возможно, она тяжело больна, но почему-то курит и не хочет лечиться. Бобби, похоже, курит марихуану, но главную свою проблему видит в мести завистников, мешающих якобы ее блестящей карьере. То, что в Жанет кажется невыносимым занудством, на самом деле скрывает ее мучительные раздумья, ни много ни мало, о добре и зле. Анекдотические, казалось бы, ситуации всякий раз ставят перед героем вопросы, вызывающие у него досаду, но оказывается, что это не игра и уйти от них нельзя, а поиск ответов порой невероятно тяжёл.

По словам Бориса Гранатова, над постановкой спектакля по этой пьесе Нила Саймона он думал давно: «Два года назад я предложил и актерам над ней подумать. Но по-настоящему репетировать мы начали буквально за три недели до премьеры – ведь для меня и актеров это внеплановая работа, которой можно заниматься только в свободное время. Это очень интересный драматургический материал, но он не подходит для Театра для детей и молодежи – это то, что сейчас называется «18+». Хорошо, что у нас есть возможность экспериментировать на сцене Дома актера». Нил Саймон – известный американский драматург и сценарист, его пьесы многие годы с успехом идут на Бродвее. Комедийные ситуации в них не так просты, как кажется на первый взгляд, а характеры героев психологически достоверны. Борис Гранатов считает пьесу «Последний пылко влюбленный» в какой-то мере чеховской: смешная история на деле представляет собой размышление о жизни и смерти, о сути человеческих взаимоотношений.

Ближайшие показы премьерного спектакля «Последний пылкий любовник» состоятся в Доме актера 15 и 16 мая.

Теги: Дом актера, Борис Гранатов, екатерина чаукина, Эдуард Аблавацкий
Светлана Гришина

Новости по теме