Искусствовед Марина Политова приглашает вологжан отправиться в «Путешествие в мир кукол». Так называется выставка ее коллекции антикварной куклы, которая накануне открылась в художественном отделе Вологодского музея-заповедника.

По словам столичной гостьи, интерес к куклам у нее возник в детстве – на 13-летие мама подарила Марине первую фарфоровую куклу Ванессу в роскошном платье. Затем кукол дарили родственники, а осознание того, что это коллекция, к Марине пришло в университете, она окончила факультет искусств МГУ им. М.В. Ломоносова: «Новая эпоха началась с познания истории искусства – моей будущей профессии. Я узнала другой мир кукол – авторских, погрузилась в историю антикварной куклы. Это действительно целый мир! Со своими жителями, правилами, стремлениями. Начался поиск новых типажей, образов, материалов». Сегодня собрание Марины Политовой насчитывает около 800 кукол, 150 из которых антикварные, а самая старинная из них – кукла типа Mignoette из фарфора и текстиля (Германия, 1830-е годы). Кроме того, в коллекцию входит большой кукольный гардероб и аксессуары, мебель и посуда.

На выставке в Вологде представлены куклы из Германии, Франции, Италии, Англии, Японии, США, Китая и России конца XVIII – XX вв.

Улыбчивые малыши сидят в своих колясках и кроватках в импровизированной детской, где в чудной атмосфере игры даже у кукол есть свои «любимцы» – мишка-тедди и пупсы. Главная героиня здесь – ходячая кукла с голосовым механизмом фирмы S.F.B.J. (Германия, 1930-е гг.).

Печальные и задумчивые барышни с пронзительным взглядом, роскошно одетые дамы с немного строгим выражением лица, мечтательные красавицы из прошлого смотрят удивительно «живыми» глазами сквозь витрины. И, как заметила коллекционер, этому есть логичное объяснение: куклы создавались по образу и подобию человека и были приближены к стандартам красоты своего времени.

Для первых посетителей Марина Политова провела экскурсию, рассказала о типологии кукол и этапах их производства, познакомила с историей кукольного производства Европы, особенностями кукол Франции и Германии, а также миром женской, детской и кукольной моды рубежа XIX-XX веков. Она отметила, что в Вологду приехала лишь часть коллекции, представляющая историю кукол XIX века: именно этот период принято называть «золотым веком» кукол, ведь их создавали из фарфора – невероятно дорогого материала, сравнимого с золотом. Куклы того времени имеют определенный тип лиц и тел (младенец, кукла-девочка и кукла-дама). В соответствии с «возрастом» куклы создавался и ее гардероб, в котором сегодня можно проследить эволюцию детского и женского костюма. Интересна одежда для пупсов – точное подобие младенческой – это платье с узкими плечами и невероятно длинным подолом, который использовался как пеленка, для тепла. Кроме того, кукол окружала вся необходимая для их кукольной жизни обстановка, а также многообразие аксессуаров. В экспозиции можно увидеть куклу фирмы K&K Toy Company (США, 1920-е годы) – розовощекого малыша, сидящего в старинном голландском стульчике для кормления, второй половины XX века.

Марина Политова обратила внимание, что помимо кукол с фарфоровыми головами, также существовали куклы с восковыми, композитными лицами, из папье-маше, а позднее их стали изготавливать полностью из ткани. Многие технические достижения в кукольном производстве принадлежат французам. К примеру, шагающая и говорящая кукла, со «спящими» глазами, которые могли открываться и закрываться, а также с нижними и верхними зубками.

Коллекционер рассказала, как куклы попадают к ней: «Я пользуюсь всеми возможностями в поисках за новым сокровищем. Это аукционы – онлайн и очные; блошиные рынки, в основном европейские; интернет-магазины – американские и европейские. Пополнять коллекцию можно не выходя из дома. Но я очень люблю посещать именно блошиные рынки, в них столько таинственного и неизвестного для меня – никогда не знаешь, какую куклу предстоит найти!»

Кукла – свидетель эпохи, в которую она жила. Подумать только, пройдет совсем немного лет, и, возможно, кукла из вашего детства будет присутствовать на подобной выставке, а экскурсовод будет говорить: «Когда-то в эту куклу играла девочка…», – а этой девочкой были вы.

«Меня привлекают все куклы. Я не только коллекционирую, но и изучаю их с научной точки зрения. Слежу, как трансформируется образ куклы, и как он соотносится со временем, в котором она живет. Сейчас заканчиваю диссертационное исследование на соискание кандидата наук как раз на эту тему. Как бы ни удивлялись и ни ругали современных кукол-монстров, обладательниц странной «нечеловеческой» внешности, они соответствуют своему времени. На смену им придут другие. Несмотря на модные тенденции, самая большая популярность во всем мире у традиционной куклы-пупса», – отметила Марина Политова.

«Спасибо, что увидели мир кукол моими глазами», – поблагодарила коллекционер вологжан и символично завершила встречу фразой советского актера, режиссера театра кукол Сергея Образцова: «Всю жизнь я играю в куклы!».

Теги: художественный отдел
Кристина Страмова

Новости по теме