Писатель, литературовед и переводчик Антон Чёрный присоединился к проекту cultinfo и Вологодской областной детской библиотеки «Встретимся в… библиотеке!», где мы даем слово читателям ВОДБ разных лет. Антон, как он сам говорит, читатель областной детской библиотеки с 1991 года.

***

Это была моя первая настоящая библиотека. Всё, как полагается: с колоннами и фронтоном, с гардеробом и крутыми лестницами, закоулками и коридорами, пахнущими деревом и старой бумагой, с большим светлым залом, где когда-то купец Юшин принимал гостей, а в то время хозяйкой салона уже третий десяток лет была торжественная библиотечная тишина.

Здесь жили книги. И здесь жил я, лопоухий мальчик из многодетной семьи, с трудом помещавшейся в двухкомнатной квартире, где побыть одному в тишине было непросто. Поначалу не верилось, что такое место, как библиотека в старом особняке, место покоя и знания, вообще возможно в мире 1990-х. Сидеть здесь до закрытия, листая книги и подшивки журналов, углубляясь в разные темы и предметы, стало тогда для меня почти что жизненной необходимостью. Мы приходили в библиотеку с моим другом Андрюхой сразу после школы и выбирали «тему дня»: акулы, острова, путешествия, чудеса света, динозавры... Набирали стопку книг по предметному указателю и неспешно их поглощали. Где-то в моих закромах до сих пор лежат «Конспекты по палеонтологии» с зарисовками доисторических ящеров, с маленькими «досье» на каждого аллозавра, стегозавра, зауролофа и других домашних питомцев моего воображения. Особенно расширяли кругозор собрания и состязания клуба кроссвордистов, когда нам на полдня выдавалась в читальном зале груда книг по какой-либо теме, а затем мы по ней устраивали конкурсы и викторины. На одном из таких «брейн-рингов» я, что называется, «заболел» историей олимпийского движения и ещё несколько лет собирал и выписывал всё, что мог найти об этом предмете.

В 1994 году произошло судьбоносное событие. Наше внимание привлекло объявление на двери нотно-музыкального отдела, который мы до этого почему-то редко посещали; оно приглашало ребят на встречу «Клуба любителей Beatles». Так началась история многолетней дружбы маленького сообщества меломанов, собиравшегося в кабинете у Людмилы Ивановны Богдановой под председательством тогда ещё 9-классника Димы Гасина. Что мы там только не выдумывали! Устраивали выставки кассет и пластинок, просмотры концертов на видео, доклады и дебаты с темами вроде «История диско», «Особенности западной рок-оперы», «В мире Pink Floyd», «Джон Леннон после битлов» и т.д. Наши регулярные заседания продолжались около пяти лет, но и потом участники клуба не потерялись, заведя славную традицию собираться каждые пять лет. В последний раз сильно повзрослевшие, обросшие семействами битломаны и битломанки снова «заседали» в прошлом году, отметив 25-летие клуба.

Конечно, моя книгомания иногда вызывала у сверстников насмешки. Но они просто не понимали, чем была для меня детская библиотека: местом общения и живого обмена знаниями, местом притяжения таких же книжников, как я, в конце концов, местом, где мне всегда были рады, где – от гардеробщицы до директора – все уже знали шустрого Антошу, который вечно носился туда-сюда по деревянным лестницам, разыскивая что-то то в одном каталоге, то в другом. Впереди ещё была юношеская библиотека, а потом и «взрослая», бабушкинская. Но тот первый опыт погружения в мир книги стал для меня определяющим. Именно старые каталожные ящики детской библиотеки подарили мне надежду, что книжный мир поддаётся осмыслению; что за каждой карточкой и разделом указателя может таиться дверца в захватывающий мир, где каждый читатель волен прокладывать самые извилистые дорожки. Моя дорожка спустя годы привела меня обратно в библиотеку, на этот раз неожиданным кружным путём – теперь я и сам пишу и издаю книжки.

Теги: ВОДБ

Новости по теме