Каждая эпоха требует своей трактовки «Гамлета». Пьеса Шекспира позволяет находить множество смысловых и психологических подтекстов, волнующих публику в то или иное время. Премьера спектакля Вологодского драматического театра «Гамлет» в постановке режиссера Зураба Нанобашвили состоялась в июне 2012 года в рамках XI Международного театрального фестиваля «Голоса истории». Какой смысл вложил театр в трактовку «Гамлета»?

С первых сцен спектакля оказывается, что здесь все хотят Правды, но никто не желает добра ближнему. Так, любовь Гамлета (актер Дмитрий Бычков) к Офелии, которую он, по его же словам, любит, «как сорок тысяч братьев любить не могут», превращается для нее в череду мук и унижений. Здесь все лелеют свои обиды, не зализывают, а посыпают солью собственные раны. Кто бы ни вышел на сцену, все приходят с грузом своего несчастья, взваливая на ближних все новые беды.

Дания, показанная на малой сцене драматического театра, – уже не тюрьма, а зверинец, в железных клетках которого царственные львы рвут на части и истязают не только друг друга, но и самих себя. Только смерть позволяет беспрепятственно, подобно призраку отца Гамлета, проходить сквозь прутья заржавевшей решетки. Живые вынуждены метаться в темнице собственных грехов, самый первый из которых – грех Каина – взвалил на плечи король Клавдий (актер Николай Акулов). На фоне его преступления и дальнейших терзаний бледнеет даже Иудин грех предателей Розенкранца и Гильденстерна (актеры Виталий Полозов и Александр Соколов), которые с пугающей готовностью превращаются из друзей Гамлета в его надсмотрщиков и палачей. Королева Гертруда (Анастасия Задорина) разрывает свое сердце между любовью к обезумевшему от горя сыну и кровосмесительной страстью к Клавдию. Ее трагедия, как и трагедия Офелии (Наталия Абашидзе), вызывает сочувствие зала, потому что основана на искренних переживаниях за любимых.

Безжалостен финал спектакля. Когда после кровавой развязки сюжета на сцене вновь загорается свет, перед зрителем остается лишь один могильщик. Он, как вечное воплощение смерти, единственный выходит на поклон, подчеркивая логичность прозвучавшего финала. Ведь ни у кого из персонажей изначально не было выбора – остаться жить или умереть: жизнь для них – подвиг непосильный.

Спектакль Вологодского драматического театра «Гамлет» доступен для просмотра онлайн с 15.00 18 апреля и 19 апреля в течение дня.

Теги: драмтеатр, спектакль, онлайн-культура
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме