Не имея возможности вести привычный образ жизни, постоянно находясь дома в условиях карантина, мы можем, мягко говоря, заскучать. Однако на самом деле можно найти очень много занятий, которые будут не только интересны, но и полезны. Что же советуют архивисты? Заняться архивом. Да, именно архивом. Своим семейным или личным. Ведь почти в каждой семье есть домашний архив, и в большинстве случаев он находится в плачевном состоянии. Нужные и ненужные документы часто перемешаны, где-то пылятся в шкафах. Иной раз отыскать ту самую «бумажку» весьма проблематично. Приходится перерывать все «залежи». Для кого-то знакомая ситуация, не правда ли? Так вот, систематизация документов, хранящихся у нас дома – важное, а иногда и необходимое мероприятие. К тому же это повод избавиться и от ненужного хлама.

С чего начать приводить в порядок домашний архив? Вот несколько шагов, которые помогут нам не утонуть в семейных «источниках».

Сразу необходимо оговориться – к домашнему архиву не относятся те документы, которыми мы регулярно пользуемся. Их нужно хранить отдельно. Речь пойдет о старых свидетельствах о рождении, метриках, аттестатах, фотографиях, письмах и т. д.

Первое, что нужно сделать – это выделить из всех бумаг те, которые имеют юридическую силу даже спустя многие годы. Это официальные документы. Например, свидетельство о рождении прадеда, аттестаты об окончании школы родителей, военный билет деда, свидетельства о повышении квалификации, наградные документы, трудовые книжки, свидетельства о смерти, браке, разводе, документы на право собственности. Эти документы ни в коем случае нельзя выбрасывать! Даже если они принадлежали умершим родственникам. В жизни возникают разные ситуации, и в любой момент может потребоваться информация о них. И если не нам, то нашим близким. Во многих подобных документах содержится ценнейшая генеалогическая информация, без которой восстановление родословной невозможно – это «три кита» генеалогии: ФИО, дата и место рождения. Комплекс семейных документов, имеющих юридическую силу, можно собрать в отдельную папку (можно с файлами) и подписать ее. И когда потребуется информация из нее, вы легко, без лишних поисков все быстро найдете.

Следующая важная часть домашнего архива – это письма. Хранить или не хранить наши личные письма – выбор каждого, но если в семье сохранилась переписка полувековой давности или военной поры – это уже история, к которой необходимо бережно относиться. Если писем немного, можно сформировать папку, сложив в нее в хронологической последовательности все письма. На папке обязательно подписать, от кого, кому были адресованы письма и в какие годы. В том случае, если письма для вас очень ценны и представляют несомненный исторический интерес, можно каждое письмо положить в отдельный чистый конверт, подписав на нем от кого, кому и когда было написано письмо. Так документ лучше сохранится, а конверт можно сделать своими руками любого подходящего размера. Когда писем много, целесообразно систематизировать их по персоналиям. Например, собрать в папку письма деда с фронта и подписать «Письма дедушки (ФИО) с фронта в Вологду бабушке (ФИО) 1942-1945 гг.».

Особое место в семейных архивах занимают фотографии. Мы их часто храним в альбомах, иногда в конвертах или, что называется, в россыпи. Мы любим рассматривать старые фотографии, узнавать на них наших еще молодых предков. Но зачастую не можем сказать, кто на фото. Например, порой даже не знаем, кто из трех мужчин в военной форме периода Первой мировой наш прапрадед. А все почему? Потому, что фотодокумент ни кем не был подписан и не датирован. Для фотографии очень важна датировка и аннотация (то есть указание, кто сфотографирован)! Итак, наводим порядок в домашних фотодокументах. Если фотография не в альбоме, ее можно аннотировать на обороте: карандашом написать кто на фото (ФИО), если несколько человек, то с формулировкой «слева направо…», если несколько рядов, то каждый ряд отдельно, например, «в первом ряду слева направо…». Первый ряд обычно считается снизу. И обязательно написать дату! Если точную дату не установить – пишите хотя бы примерную – «около 1952 г.» или «1960-е гг.». Когда фотография вклеена в альбом, с аннотированием сложнее. Если альбом позволяет, можно подписать прямо в альбоме снизу под фото. А если нет, то можно сделать внутреннюю опись фотографий. Делается это так: все фото в альбоме нумеруются (можно прямо на фото в верхнем правом углу). На отдельном чистом листе под номерами аннотируем каждую фотографию (ФИО, дата и пр.). Этот лист вкладываем в альбом, и внутренняя опись готова. Поверьте, за эту работу наши потомки будут нам безмерно благодарны! Как хранить фотографии? Безусловно, лучше в альбомах. Но если такой возможности нет – можно в конвертах. Следует помнить и о современных фото. Конечно, сейчас у большинства цифровые фото заполняют домашние компьютеры, и редко кто их распечатывает. Однако целесообразнее оставить потомкам и наши современные альбомы (с аннотациями!). Не нужно распечатывать гигабайты изображений из компьютера. Достаточно выбрать знаковые, любимые фото и сделать небольшой альбом. Это будет подарком нашим близким.

Имеются в наших домашних архивах и такие «неофициальные документы», которые хранят для нас память о родных. Это могут быть детские рисунки, какие-то записки, вырезки из газет, старые школьные тетради и дневники. К хранению таких бумаг следует подходить рационально. Если они действительно очень дороги и представляют для семейной истории интерес – безусловно, только вечное хранение! Если нет – провести ревизию и ненужный хлам утилизировать. Такие бумаги, если они нам дороги, не должны лежать в кучах и пылиться по углам. Их также можно сформировать по папкам или коробкам, обязательно подписав (кому принадлежали, кто автор и даты). Систематизировать такие источники информации можно двумя способами. Первый – по персоналии, например, «Рисунки внучки Алины Поповой. 2000-2004 гг.». Второй – по тематике, например, «Школьные документы моей семьи. 1967-1998 гг.».

Систематизируя домашний архив, следует учесть еще одну деталь: все семейные архивные материалы желательно хранить в одном месте – в одном шкафу, полке. Все виды документов: папки с юридически значимыми документами, папки с письмами, старые фотоальбомы и пр. – должны быть рядом. У семейной истории должно быть место. Это, прежде всего, для удобства поиска. «Распыляя» домашний архив по квартире, мы возвращаем тот хаос, от которого нужно уйти. Это немаловажный аспект.

Кто-то спросит: «А как быть с квитанциями об оплате услуг ЖКХ?». Квитанции не относятся к домашнему архиву. Срок их хранения три года. Поэтому хранить эти документы десятилетней давности в квартире, пополняя «семейную макулатуру» и присовокуплять их к домашнему архиву не стоит.

Подведем некоторые итоги. Во-первых, следуя определенным правилам, разобрать семейный архив можно. И это не так сложно. Во-вторых, сохраняя память о прошлом наших близких, мы говорим нашим потомкам, что узнать историю рода можно не только в читальных залах госархивов, а прежде всего в своей семье, в своем доме. Ведь истинная семейная история сохраняется не в архивохранилищах, а в самой семье, в ее памяти и, конечно же, в сбереженном домашнем архиве.

Теги: ГАВО, архив
Заместитель директора по научной работе Государственного архива области Илья Кузнецов

Новости по теме